Хорошая речь – важнейшее
условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у
ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в
познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со
сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Работа по развитию речи – это составная
часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей. В коррекционной работе логопедом на разных
этапах занятия широко применяются методы и приемы здоровьесберегающих
технологий.
1.Первый этап занятия – организационный. В организационные моменты полезно
включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения, формирование
пространственных представлений, развитие слухового внимания.
Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию
напряжения.
Релаксационные упражнения: «Представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку,
подставьте лицо. Вам тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь
в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко
(расслабление)».
-«Строители» Поднимают ведро с
краской (напряжение) и опускают его (расслабление).
- «Сильные и слабые»
- «Цветы и солнышко». Цветы растут и
тянутся к солнышку (напряжение), под палящим солнцем цветы увяли (
расслабление).
- Использование психогимнастики можно
рассмотреть на примере занятия «У нас в гостях звуки [г] и [г']»: «Дети, вы
помните сказку про Белоснежку? С кем она дружила? Сейчас мы станем изображать
разных гномов. Покажите, каким был гном Ворчун. Каким вы представляете себе
гнома Весельчака?» (Дети изображают ворчливого, грустного, доброго и злого гномов).
2.Одним из следующих этапов логопедического занятия может быть работа по
развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которая
проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная (логопедическая)
гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на
укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и
дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Упражнения для губ: «Лягушка» - «Слоник», «Покусывание верхней и нижней губы»
Упражнениек для язычка: «Лошадка»,
«Грибочек», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Качели», «Часики», «Лопаточка» и
т.д.
3.Самомассаж
– это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с
массажем. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области
губ и языка. Пример:
Упражнения на самомассаж мышц лица:
- «Рисуем дорожки» - движение
пальцев от середины лба к вискам,
- «Паровозики» - сжать кулаки и
приставить их тыльной стороной к щекам; производить круговые движения, смещая
мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.
- «Умыли личико» - ладонями
обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по
щекам к подбородку.
Упражнения на самомассаж
мышц языка:
- «Поглаживание языка губами»
- «Пошлепывание языка губами»
- «Покусывание языка зубами»
4. Обязательно на занятии присутствует физминутки, динамические паузы, тесно связанные с темой занятия и
являющиеся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также
возможно использование здоровьесберегающих технологий.
5. Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых
различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением
конкретного речевого материала. Пример:
Едем, едем на машине -
имитируют движения рулем
Нажимаем на педаль - ногу
сгибают, вытягивают
Газ включаем, выключаем
- воображемый рычаг поворачивают рукой к себе, от себя
Смотрим пристально мы вдаль -
приставляют ладонь ко лбу
«Дворники» счищают капли - руки
сгибают в локтях перед собой,
Вправо, влево. Чистота! - ладони
раскрывают, наклоняют руки влево-вправо
Волосы ерошит ветер
- пошевеливают пальцами над головой
Мы – шоферы хоть куда! -
поднимают вверх большой палец руки.
6.Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают
самоконтроль и произвольность.
- «Горячий чай»
- «Ветерок»
- «Бумажный султанчик»
- «Буря в бутылке»
- «Загони машинку в гараж»
- «Сдуй снежинку»
-«Свеча»
-«Дышим
носом»
- «Ныряльщик»
7. Упражнения для развития мелкой
моторики
«Колечко»
«Кулак –
ребро – ладонь»
«Упражнения с мячом – ежиком»
8. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить
восприятие.
«Взгляд
влево вверх»
«Горизонтальная
восьмерка»
«Глаз –
путешественник».
Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных
и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или
иной предмет названный учителем.
Обязательное условие –
передача положительных эмоций. При индивидуальной оценке нужно отметить
активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или
иного ребенка. А реакция на неудачи должна быть c надеждой на успех в последующих
занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит. Если активно работать, все
получиться. |