Тема.
Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки
Шарля Перро «Красная Шапочка»).
Цель: закрепление
умений и навыков, полученных на логопедических занятиях.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закреплять произношение звука [р].
(Интеграция образовательной области
«Познавательное развитие»)
- Совершенствовать умение составлять
простые предложения;
- Закреплять формирование навыка в
образовании существительных ед.ч. в И.п. во мн.ч., умения делить слова на
слоги;
- Закреплять умение согласовывать
числительные с существительными;
- Способствовать формированию умения
отстаивать свою точку зрения.
(Интеграция образовательной области «Социально
– коммуникативное
развитие»)
Коррекционно-развивающие задачи:
-
Способствовать развитию фонематического восприятия;
-
Способствовать развитию артикуляционной моторики;
-Способствовать развитию
мыслительных процессов дошкольников (активизировать слуховое, зрительное
внимание, память) и мелкой моторики рук;
(Интеграция образовательной области
«Познавательное развитие»)
- Совершенствовать координацию речи и
движений старших дошкольников;
(Интеграция образовательной области
«Физическое развитие»)
- Обогащать музыкальные впечатления детей;
(Интеграция образовательной области «Художественно-эстетическое
развитие (музыкальная деятельность)»)
- Продолжать развивать интерес к
художественной литературе;
(Интеграция образовательной области «Речевой
развитие (восприятие художественной литературы и фольклора»)
- Совершенствовать навык правильного
речевого дыхания;
(Интеграция образовательной области
«Физическое развитие»)
- Закреплять умения согласовывать свои
действия с действиями педагога;
(Интеграция образовательной области
«Социально – коммуникативное
развитие»)
Коррекционно
- воспитательные задачи:
- Воспитывать дружеские отношения между
детьми в игре;
- Воспитывать самостоятельность, контроль
за собственной речью.
(Интеграция образовательной области
«Социально – коммуникативное
развитие»);
- Воспитывать привычку следить за осанкой
в различных видах деятельности;
(Интеграция образовательной области «Физическое
развитие»)
Оборудование для детей: указка,
коврик «лужок», мяч.
Оборудование для педагога: музыка для
релаксации, мультимедийная презентация «Красная Шапочка», мяч.
Приемы и методы работы:
Словесный: художественное
слово, беседа.
Наглядный:
использование наглядного материалов: презентация.
Игровой: игра
«Скажи наоборот»,
Планируемые результаты развития
интегративных качеств дошкольника: проявляет интерес к участию в
совместных развивающих играх, умеет отвечать на вопросы педагога полным ответом,
умеет отстаивать свою точку зрения, умеет составлять простые предложения по
схеме, умеет согласовывать свои действия с действиями педагога, согласовывать
числительные с существительными,
образовывать существительные ед.ч. в И.п. во мн.ч..
Виды детской деятельности: коммуникативная,
игровая, двигательная, восприятие художественной литературы, музыкальная,
познавательно-исследовательская.
Формы работы с детьми:
коллективная, индивидуальная.
Содержание организованной
деятельности детей
I.
Организационный
момент
- Здравствуйте, ребята.
Я рада вас видеть. Сегодня у нас будет не просто занятие, мы отправимся в
путешествие. Для этого предлагаю вам немного разогреться (дети стоят возле стульев, звучит спокойная музыка).
Массаж
биологически активных зон
Руки
растираем и разогреваем,
И
лицо теплом своим мы обогреваем.
|
|
Грабельки
сгребают все плохие мысли,
|
(Раздвинутые
пальцы рук растирают лоб от середины к вискам.)
|
Ушки
растираем вверх и вниз мы быстро.
Их
вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,
А
теперь погладим пальцами мы щёчки.
Щёчки
разминаем, чтобы надувались.
|
|
Губки
пожуём мы, чтобы улыбались.
|
|
Вы сказки любите? Тогда
присаживайтесь поудобнее. Мы отправляемся в путешествие по сказке.
II.
Основная
часть
- Раз, два, три!
Сказка, в гости к нам иди!
- А по какой сказке мы
будем путешествовать вы узнаете из загадки.
Бабушка
девочку очень любила,
Шапочку
красную ей подарила.
Девочка
имя забыла свое.
А
ну, подскажите имя ее!
(на компьютере слайды с картинками из сказки
«Красная шапочка»).
- Послушайте
внимательно и скажите, какой звук я выделила в слове: кр-р-расная [р]. Правильно,
ребята, это звук [р].
- Ребята, для того,
чтобы правильно и красиво произносить этот звук, язычок должен быть подвижным.
Как сделать язычок подвижным? (выполнить артикуляционную гимнастику)
- Предлагаю вам
выполнить артикуляционную и гимнастику, рассказать и показать сказку про
Красную Шапочку по новому.
Артикуляционная
гимнастика
Жила-была Красная
Шапочка. Рано утром она проснулась и улыбнулась… Упражнение «Улыбка»
Приготовила чашечку,
чтобы попить чай… Упражнение «Чашечка»
А чай она пила с
вкусным вареньем… Упражнение «Вкусное
варенье»
Затем она почистила
зубки… Упражнение «Чистим зубки»
После завтрака Красная
Шапочка решила заняться делами и покрасила потолок в своей комнате… Упражнение «Маляр»
Поработала Красная
Шапочка, теперь можно и отдохнуть. Она стала играть на дудочке… Упражнение «Трубочка»
Красная Шапочка играла
так весело, что к ней прискакали лошадки… Упражнение
«Лошадка»
Красная Шапочка
поскакала на лошадках, но тут пришла мама и предложила сходить в гости к
бабушке. Девочка взяла корзинку и побежала. По дороге она собирала грибы… Упражнение «Грибочек»
- Вдруг, Красная
Шапочка увидела цветочки на полянке и решила их понюхать. И мы с вами
представим цветочную полянку и понюхаем цветочки. Глубокий вдох через нос, а
выдох через рот с произношением слов «Ах, как пахнет!». Встаём со стульев и
выполняем дыхательную гимнастику. (4-5
раз)
Красная Шапочка хорошо
помнила, что где-то в лесу живёт серый Волк. Вспомните, как рычит волк.
Произнесите звук [р].
- Какой это звук?
(твёрдый, согласный, звонкий) Произнесите звук [р] так, чтобы выдыхаемая
воздушная струя была сильная, кончик языка дорожал.
Автоматизация
звука [р] в слогах.
Чтобы Красной Шапочке
не было страшно, девочка пела слоговые песенки:
- Предлагаю вам,
ребята, вместе с Красной Шапочкой спеть песенки, чётко произнося звук [р]. (Слайд)
Ра-ра-ра
Ро-ро-ро
Ру-ру-ру
Ры-ры-ры
|
Ар-ар-ар
Ор-ор-ор
Ур-ур-ур
Ыр-ыр-ыр
|
Дидактическая
игра «Красная Шапочка по лесу идёт, белочке грибы наберёт» (дети садятся за
столы и выполняют задание)
-По дороге Красная
Шапочка встретила белочку. Решила Красная Шапочка угостить её грибами, но грибы
у Красной Шапочки попадаются ядовитые - мухоморы, их есть нельзя, а есть
съедобные грибы-боровики. (Дети садятся
за столы)
На ядовитых
грибах-мухоморах написаны слоги ОР, превращай их в мухоморы: шляпки красным
карандашом с белыми кружочками, а на боровиках - съедобных грибах - другие
слоги - шляпки - коричневым карандашом и нарисуй от него стрелочку к корзинке.
Кинезиологическое
упражнение «Здравствуй»
- Предлагаю вам немного
отдохнуть и выполнить гимнастику для пальчиков (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки,
похлопывая друг друга кончиками.)
Речевое
сопровождение:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
Игра «Посчитай
красные круги» (слайд)
Угостила Красная
Шапочка белочку и белочка предложила поиграть и игру - посчитать красные
кружочки (Дети по цепочке считает круги
«один красный круг, два красных круга…»)
-
Белочка предлагает поиграть в игру «Четвёртый лишний»
Игра «Четвёртый лишний»
(слайд)
Ребята, нужно выбрать
лишнюю картину.
(Нужно
выбрать картинку, в названии которой нет автоматизируемого звука. Логопед наводит
курсор на картинку, «щёлкает» по ней, и если картинка выбрана правильно, она
исчезнет.)
- Пока Красная Шапочка
шла по лесу, она встречала и бабочек. Предлагаю немного одохнуть.
Физкультминутка «Бабочка»
Спал цветок и вдруг
проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не
захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и
полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь
проснется,
Бабочка кружит и
вьется. (Покружиться.)
- Долго шла по лесу
Красная Шапочка и встретила она серого волка. Волк не хочет отпускать Красную
Шапочку к бабушке и предлагает поиграть в игру «Один-много» (назвать слова со звуком [р] в мн.ч., разделить
слово на слоги, подкидывая мяч.) (игра с мячом)
Слова со звуком [р]:
гора-горы, светофор-светофоры, дар, шар, помидор, комар, забор, нора, пара,
командир, шахтёр, шофёры, самовар, боксёр, сыр, мотор, пожар, мухомор, санитар,
компьютер, ковёр, костёр, простор, разговор, размер, квартира.
Игра «Найди пару» (слайд)
Подбери к каждой
картинке пару – найди между картинками логическую связь. (Ребёнок называет пару
картинок из левого столбика, найдя пару, логопед «щёлкает» по той картинке, к
которой подбирал.
- С вашей помощью,
ребята, Красная Шапочка легко справилась с заданиями и, наконец-то, пришла к
бабушке, которая её очень ждала.
III.
Заключительная
часть
- Кому мы сегодня помогали?
- Какие задания выполняли?
- Какие задания вам больше всего понравились?
Рефлексия
- Ребята, если вам понравилось занятие - похлопайте в ладоши.
|