Тема. Зимние узоры
Группа: старшая.
Образовательные области:
приоритетная: «Художественное творчество» (рисование)
в интеграции: «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной
литературы», «Безопасность», «Познавательно-исследовательская».
Образовательные задачи:
Приоритетная: Художественное творчество (рисование)
- способствовать усвоению навыков и умений
рисования красивых зимних узоров;
- формировать умения в составлении узоров,
передаче замысловатых линий, их сочетаний, ритма, такта, композиции в рисунке;
- закреплять навыки и умения работы в
различных художественных изобразительных техниках (примакивание, тычок, плашмя,
акварель + воск, смешивание цвета на палитре).
Цели занятия:
- вызвать у детей интерес к зимним явлениям
природы;
- развивать зрительную наблюдательность,
способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в
своем творчестве;
- совершенствовать умения и навыки детей в
рисовании;
- развивать воображение и творчество.
В интеграции:
Здоровье
- формировать элементарные представления о
здоровом образе жизни, бережного отношения к своему здоровью;
- способствовать формированию правильной
осанки во время образовательной деятельности;
- закреплять культурно-гигиенические навыки
(чистота тела, рук, одежды, материалов, рабочего места).
Коммуникация
- формировать конструктивное общение со
взрослыми и сверстниками;
- формировать умение поддерживать диалог,
участвовать в обсуждении литературного произведения, умение отвечать полным развёрнутым ответом.
Чтение художественной литературы
- осваивать навыки и умения воспринимать
литературное произведение и активно участвовать в последующем его обсуждении.
-Безопасность
- упражнять в закреплении навыков и умений
безопасного поведения на рабочем месте; в правилах безопасного использования
художественных материалов.
Социализация
- закреплять умение активно и доброжелательно
взаимодействовать с педагогом и друг другом.
Познавательно-исследовательская деятельность
- закреплять умение получать новый цвет,
смешивая краски
2.Формирование интегративных качеств:
- воспитывать самостоятельность и аккуратность;
- развивать интерес у детей к художественной
литературе, творческие навыки и умения, фантазию, внимание, память,
воображение, восприятие, гибкость руки, координацию, глазомер, пространственное
положение объектов на листе.
Формы работы с детьми: коллективная, индивидуальная.
Методы и приёмы:
Словесный: показ,
объяснение, беседа, напоминание, разъяснение, пояснение, рассказ,
художественное слово.
Наглядный:
рассматривание иллюстраций, рисунков, схем.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, художественная деятельность,
продуктивная, чтение художественной литературы, двигательная,
познавательно-исследовательская.
Оборудование:
- для детей: бумага, восковые карандаши, акварельные краски, кисти, салфетки, баночки
с водой, клеёнки.
- для педагога: репродукции, картинки, схемы, компьютер, магнитофон, бумага, восковые карандаши, акварельные краски, кисти,
салфетки, баночки с водой, клеёнки.
Планируемый результат:
- ребёнок проявляет устойчивый интерес к
красоте в искусстве, в природе, навыки исследовательского поведения,
инициативу, раскрывает свою индивидуальность в процессе освоения искусства;
проявляет самостоятельность в выборе техник и способов создания изображения;
проявляет настойчивый познавательный интерес к миру; эмоционально реагирует на
произведения изобразительного искусства; владеет средствами языковой
выразительности; способен предложить собственный замысел и воплотить его в
рисунке; умеет работать в коллективе; активно и доброжелательно действует с
педагогом и сверстниками.
Формы работы: коллективная, индивидуальная.
Содержание организованной образовательной деятельности
Вводная часть
Педагог вносит большой расписной под гжель
сундучок (сундучок – это оформленная большая коробка) Озадаченно рассматривает
его.
Педагог:
- Какой красивый подарок сегодня мне вручил
Снеговик! Он работает у Деда Мороза почтальоном. Вот и приносит необычные
посылки в детские сады ребятам. О музыке….
Педагог:
- Вот только беда, что нет ключика, который
откроет этот необычный сундучок. А так хочется посмотреть, что в нём? Что за
сюрприз таит этот сундучок? Кто то стучит в дверь, пойду посмотрю. (педагог
приоткрывает дверь, возвращается с куколкой Марьей Искусницей, из рукава
которой выглядывает маленький свиток, завязанный заплетённой в косицу красной
тесёмкой).
Педагог:
- Марья Искусница нам принесла волшебную
загадку, как только мы её отгадаем, то сразу нам Марья Искусница и отдаст нам
заветный ключик (педагог зачитывает загадку)
Кто без красок и кистей,
Незаметно для людей
Создаёт узор на окнах
Из фантазии морозной?
Нарисованы озера
На окне жемчужной кистью,
Рощи, реки, косогоры,
И цветов прекрасных листья.
Кто старался приукрасить
Хрусталем свои картины?
Снежной краской разукрасить
Ледяной орнамент дивный?
И алмазы, и сапфиры
Разбросал он лентой тонкой -
Рисовал художник, видно,
Вьюгой, стужей и поземкой.
Постучался в дом украдкой,
Бросил снегом в наши стекла,
А потом как лист в тетрадке
Расписал узором окна.
(Мороз)
Педагог:
- Ребята, кто догадался,
кто же рисует эти дивные узоры?
(ответы детей)
Педагог:
- Молодцы ребята вы
правильно отгадали сложную загадку! Конечно же – эти прекрасные узоры создаёт
на окнах Мороз, так же, как на художественном полотне рисует свои чудесные
картины талантливый художник.
Поглядите, в рукаве у Марьи Искусницы лежит ключик
заветный. Сейчас мы откроем расписной сундучок и увидим, что в нём скрыто.
(педагог открывает сундучок, показывает детям красивые иллюстрации, фотографии
зимних узоров, размещает их на мольберте)
Педагог:
- Ребята, обратите
внимание, на красоту, необычность, волшебство изображения морозных узоров. Я
сейчас прочту вам замечательное стихотворение в тему нашей беседы
Сказка на стекле
На стекле мороз
Начертил узор,
Серебром нанес
Белый пышный бор.
Рано поутру
Подойду к окну,
Буду в том бору
Слушать тишину.
Чудится ли мне?
Или снится сон?
Мчусь я по лыжне,
Слышу сосен звон,
Вьется по снегу
Свежий лисий след,
Тает на лугу
Розовый рассвет.
И дрожит во мгле
Белый дым берез -
Сказку на стекле
Начертил мороз.
Педагог:
- О чём говорится в этом стихотворении? Как описана в нём
природа? Правда ли то, что это стихотворение схоже с фантазией, мечтой,
сказочной историей?
(ответы детей)
Может кто – то из вас
знает, с какой морозной росписью схожи
представленные узоры на мольберте?
(ответы детей)
Педагог:
- Молодцы ребята, эти
узоры действительно похожи на узоры гжельской росписи.
В
чём сходство морозных узоров на иллюстрациях и гжельской росписью?
(ответы
детей)
Педагог:
-
Верно, гжельские узоры рисуют мастера синей, голубой и белой краской. Скажите
ребята, а какими приёмами рисования вы будете рисовать морозные узоры?
(Ответы
детей)
Педагог:
-
Вижу, какие вы молодцы, действительно морозный узор рисуется и тонкой
неотрывной линией, концом кисти, но и присутствует где то, в нужном месте лёгкий
нажим на ворс кисти. Кисточка, как изящная фигуристка на льду, плавно передвигается по листу бумаги,
создавая замысловатые изгибы сказочных веточек, завитков, травинок. То словно
на носочках пробегается у края веточек, оставляя ритмичные точки, которые
придают узору ещё большую красоту и изящество, то возникает необходимость
приёма «примакивание», и вот уже веточка, как по волшебству обрастает
листиками. Веточка словно оживает, не смотря на то, что она обитательница
зимнего сказочного царства.
Беда
ребята в том, что не на каждом окне можно увидеть сказочные зимние узоры. Вот
мы и поможем художнику Морозу нарисовать узоры акварельными, прозрачными,
лёгкими красками воздушные зимние узоры, они будут похожи на узоры, которые
Мороз рисует на окнах. Да и бумага, на которой мы будем рисовать под стать
оконным проёмам.
.Педагог:
Хотите, я научу вас рисовать морозные узоры?
(положительные
ответы детей)
Педагог:
- Но
сначала предлагаю вам поучаствовать в физминутке.
Физминутка
Рано
утором в парк ходили (ходьба на месте)
Там
снеговика
лепили («лепим» руками комочки)
А
потом с горы
катились (волнообразные движения руками)
Веселились
и резвились (прыжки на месте)
Холодно
гулять
зимой
(киваем головой)
Побежим
скорей домой (возвращаемся на места)
Практическая
часть
Педагог:
- Немного
отдохнули, Приступим к украшению наших
окон морозными узорами. Наблюдайте очень внимательно за тем, как я работаю
кистью при создании морозного узора
Педагог
напоминает, как нужно правильно работать кистью, чтобы нарисовать тонкие линии
и предлагает на выбор детям различные узоры из точек, линий и веточек.
Педагог:
- Если
вам все понятно, можете начинать работать.
Педагог
следит за тем, как дети старательно вырисовывают свои работы, помогает, если
возникают затруднения (индивидуальная работа).
Итог
занятия: выставка и анализ
детских работ
Педагог:
- Давайте посмотрим, что у нас получилось. Какие
красивые окна (отмечаем в каждой работе наиболее удачный элемент). Вы сегодня
молодцы. Понравилось вам занятие?
Ответы
детей.
Педагог:
Спасибо вам за ваши замечательные работы, вы очень старались! Молодцы! Знаете,
ребята, а ведь за нами внимательно наблюдала Марья Искусница. Посмотрите на
неё, какое у неё доброе, весёлое выражение лица. А это значит, что ей очень
понравились ваши работы. Вы как настоящие мастера, талантливые маленькие
художники нарисовали чудесные рисунки морозных узоров!
Литература:
Швайко,
Г.С. Фольклор на занятиях по изобразительному творчеству в детском саду.
[Текст]/ Г.С. Швайко. - Москва - Владос, 2000.-174с.
Штейне, Н.Ф. Занятия по изобразительной
деятельности с детьми 4 – 5 лет. Конспекты занятий. [Текст]/ авт. - составитель
Н.Ф. Штейне. – Волгоград: ИТД Корифей, 2012. – 128с.
Яковлева, Т. Н. Фольклор для детей. Методическое
пособие. [Текст] /авт – составитель Т.Н. Яковлева. Москва: ТЦ Сфера, 2011. –
128c. |