Цель: формирование
элементарных представлений о жизни птиц в весенний период.
Задачи:
обучающие: уточнить
и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период;
дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении;
развивающие: развивать
интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь;
воспитательные:
воспитывать доброе заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа:
чтение рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка», заучивание русской народной
заклички, изготовление на занятии по ручному труду бумажных птиц, наблюдение за
жизнью птиц на прогулках, подкармливание их в зимний период.
Методические приемы:
метод рассказа, беседы, наглядности, прием рассматривания, создание проблемной
ситуации.
Оборудование:
картинки птиц на магнитной доске, мультимедийный комплекс, презентация « Жизнь
птиц в весеннее время», различный материал на столе, из которого птицы вьют
свои гнезда, ветка с развешенным бросовым материалом.
Ход занятия:
1.Вступительная беседа
Воспитатель
беседует с детьми и походу беседы
раскрывает тему занятия.
-
Дети, на дворе наступила весна. Совсем скоро на деревьях распустятся новые
зеленые листочки, а на лужайке вырастет молодая весенняя травка. Такие чудеса в
природе происходят только весной. А
хотите узнать о самом главном чуде, происходящем в весеннее время? А самое
главное чудо – это то, что из далеких южных краев к нам, на Родину возвращаются
наши пернатые друзья! Кого мы называем пернатыми друзьями? (птиц.) Верно,
пернатыми друзьями мы называем птиц. А как называют птиц, перелетающих весной с
юга на север? (Ответы детей). Таких птиц называют перелетными. Сегодня я буду
рассказывать о перелетных птицах и показывать
интересные фотографии о их жизни в весенний период.
-
Хотите вы, чтобы прямо сейчас сюда птицы прилетели к нам в гости? Так позовем
их к себе, как это делали дети древней Руси.
Дети
вместе с воспитателем становятся в круг и произносят хором закличку:
Уж вы пташечки,
щебетушечки,
Прилетайте к
нам.
Весну ясную,
весну красную
Принесите к нам!
Воспитатель
продолжает.
-
Занимайте скорее свои места и встречайте гостей! Для этого я открываю свой
альбом с фотографиями.
2. Демонстрация
презентации «Жизнь птиц в весеннее время»
-
На первой фотографии (слайд №1) как раз изображен момент, когда птицы
собравшись в стаю, возвращаются к нам из
далекого юга. А почему они когда-то, осенью улетели от нас в теплые края?
(Чтобы не погибнуть здесь зимой от голода и холода.) Верно. Но почему они вновь
возвращаются назад? Чем они будут питаться здесь?
Воспитатель, выслушав ответы детей, обобщает:
«С приходом весеннего тепла птицы возвращаются назад, так как на освободившейся
от снега земле можно найти большое количество прошлогодних семян и плодов. А
когда станет совсем тепло, в воздухе появится большое количество насекомых,
которые являются основным кормом для птиц. Птицы, поедая вредных насекомых,
приносят большую пользу для людей, тем самым охраняя наши сады, огороды и леса
от уничтожения. Поэтому, ребята, помните, нужно беречь и охранять наших
пернатых друзей! А весной их с радостью встречать.
-
Итак, встречайте нашего первого перелетного гостя. (показ следующего слайда №2)
Кто знает, как зовут эту небольшую черную птицу с красивым металлическим
отливом, тело которой сплошь покрыто белыми пятнышками, что придает ее оперению
нарядный вид? Верно, это скворец. Говорят, «скворец – весне творец». Так как он
прилетает к нам весной из самых первых, в середине марта. А где селятся
скворцы, прилетая к нам с юга? Верно, скворцы селятся и вьют свои гнезда в
маленьких деревянных домиках-скворечниках. (слайд №3) Кто изготавливает для них
скворечни? (Люди).
-
Вот как раз на фотографии (слайд №4) изображена ситуация, когда готовые
скворечники школьники вывешивают на высокой березе. Как вы думаете, чем они крепят их к дереву? (Дети
дают предположительные ответы). Крепить скворечники гвоздями к дереву нельзя, это
может нанести ему вред. Крепят их с помощью деревянного шеста и проволоки. Вот,
готовый домик ждет своих хозяев к заселению. (слайд №5).
Первыми их заселяют самцы скворцов (слайд №6). Они начинают вить внутри
скворечника гнездо, выполняя его из соломинок,
травинок, листьев, повсюду найденных лоскутков ткани, кусочков меха,
пушинок. (слайд №7). Мы со своей стороны можем помочь скворцам в обустройстве
гнезда. Для этого рядом со скворечником на ветвях дерева можно развесить
бросовый материал: нитки, лоскутки, вату и т.д. (воспитатель показывает пример
на выполненной заранее ветке дерева).
-
Когда гнездо готово, самцы скворцов усаживаются рядом с домиком на дерево и
начинают каждое утро распевать свои замечательные чудные песни, завлекая тем
самым к себе самочек скворцов. (слайд №8) Хотите услышать песни скворцов? Я
специально их записала для вас. Итак, слушайте и наслаждайтесь! (Включается аудиозапись
с пением птиц).
-
Вам понравилось пение птиц? У вас поднялось настроение? А как вы думаете, если
бы скворцы могли петь на человеческом языке. Чтобы они могли рассказать нам в
своих песнях? Но, наверное, как прекрасна наша Земля, как хорошо жить в родном
краю и, как очаровательна природа весны.
-
Привлеченная красивой песней самца, в гнездо скворечника прилетает самочка, там она откладывает
пять яиц голубого цвета. (слайд№9). А затем усаживается на них и греет своим
телом, не вставая. (слайд№10). Иначе, если
покинуть гнездо, яйца остынут, и будущие птенцы погибнут. Поэтому скворцу
становится уже не до песен: он носит, и носит в своем клюве корм для самочки.
Но вот через две недели начинают появляться птенчики. (слайд №11). Они очень
беспомощны и слабы. И постоянно хотят
есть. Поэтому, не умолкая, пищат, раскрыв свои желторотые рты. И теперь уже оба
взрослых скворца с утра до вечера носят корм для своих малышей. (слайд №12). А
как вы думаете, чем кормят скворцы, свои птенцов? Кормят птенцов тем же, чем и
питаются взрослые птицы, то есть насекомыми и ягодами. От такой заботы птенцы
быстро растут. (слайд №13). На голом теле у них появляется пух, вытягивается
клюв. Вскоре они начинают выглядывать из скворечника и пробуют учиться летать.
(слайд №14). Не всегда это получается хорошо: и птенцы вываливаются из гнезда.
(слайд№15). И хорошо если рядом оказывается человек, а не кошка. Человек
возвращает птенца домой. А вскоре окончательно окрепшие скворчата покидают
родительское гнездо. И начинают взрослую жизнь.
-
А теперь встречайте следующего нашего перелетного гостя. Это крупная черная
птица, даже клюв ее черен. (слайд№16). Ее зовут? (Грач) Грач кричит: «Гра-а, гра-а!». Вот
поэтому и назвали птицу грачом. Питаются грачи червями, которых достают из
земли своим длинным носом. Часто грачей можно увидеть важно шагающими за плугом
трактора, на вспашке полей весной. (слайд№17). Что они делают на поле? (Ответы
детей). Селятся грачи в гнездах, свитых на ветвях деревьев с помощью веток и
мха. (слайд №18). В таком гнезде грачиха откладывает яйца (слайд №19) и
выпаривает будущих птенцов. Также как и самка скворца. Через некоторое время
появляются грачата. ( слайд №20). Они постоянно пищат, прося еды. И так же, как
и скворцы, родители-грачи день-деньской
носят в своих клювах корм для своих малышей. Но вот уже подросшие молодые
грачата покинули свое гнездо и стали самостоятельными. (слайд №21).
- А вот из-за теплого моря к нам вернулась
быстрокрылая черно-белая птичка. Как ее зовут? Да, это ласточка-касатка. (слайд№22).
Прямо налету, широко раскрыв клюв, ласточка ловит насекомых в воздухе. Она вьет
гнездо прямо под потолком, под крышами различных строений. (слайд №23). Как
выдумаете, из чего ласточка вьет гнездо? (ответы детей). Лепит она его не из
веток, и не из травы, а из маленьких комочков глины и грязи, смоченных дождевой
водой. А если нет дождя, смачивает глину собственной слюной. В этом гнезде
ласточка выводит своих птенцов.
3. Физминутка
-
Дети, мы продолжим нашу беседу. Но вначале нужно отдохнуть. Сначала пусть отдохнут
наши глаза. Так как они утомились за компьютером. Сделаем гимнастику для глаз.
Дети
вместе с воспитателем выполняют упражнения для глаз:
Первое
упражнение:
закрыть глаза, открыть, посмотреть вдаль. (повторить 5 раз).
Второе
упражнение:
не поворачивая головы, смотреть поочередно вправо, влево (5 раз).
Третье
упражнение:
не опуская голову, смотреть вверх, вниз. (5 раз).
Четвертое упражнение: делать
круговые движения глазными яблоками сначала в левую, затем в правую сторону.
- А теперь выполним «птичью гимнастику» под веселые рифмовки.
1.
Я
веселый воробей,
Повтори
за мной скорей! (дети делают подскоки на двух ногах, имитируя движения
крыльев).
Чик-чирик,
прыг, прыг!
Чик-чирик,
прыг-прыг! (прыжки то на левой, то на
правой ноге).
2.
Цапля
дремлет в камышах,
Караулит лягушат.
Долго-долго
так стоит,
И
упасть нам не велит. (Дети стоят,
поочередно меняя ногу, поджав при этом вторую).
3.
Ходит
кошка тихо-тихо,
Половиц
не слышно скрипа.
Только
чижик не зевает,
В миг
от кошки улетает! ( Дети имитируют быстрый отлет птички, махая руками, как
крыльями, и бегут на месте).
4. Игровые упражнения с целью
закрепления полученных знаний о жизни птиц
-
Дети, я сегодня много вам рассказала о жизни птиц весной. Вам понравился мой
рассказ и мои фотографии?
-
А теперь хочу послушать и ваши ответы. Перечислите мне вначале птиц, о которых
я вам сегодня рассказала. Верно, я вам рассказала о ласточке, граче и скворце.
(Воспитатель одновременно демонстрирует рисунки этих птиц на магнитной доске.) А
эти птицы перелетные или зимующие рядом с нами? (Перелетные.)
А)
Игра «Найди лишние».
-
Так зная это, я думаю, вы с легкостью справитесь с заданием, которое называется
«Найди лишние». Детям предлагается найти
двух лишних птиц на слайде № 24. Если дети затрудняются с ответом, дать
наводящий вопрос: «Вспомните, какие из этих птиц перелетные, а какие зимующие?»
Б)
Игра « Помоги птицам свить гнездо».
-
Ребята, в следующей игре нужно помочь
грачу, скворцу и ласточке найти материал, из которого они вьют свои
гнезда. Об этом я вам сегодня рассказывала. Этот материал лежит перед вами на столике (на столе лежат: глина, камушки,
солома, травинки, листья, пушинки, лоскутья ткани, мох, ветки и т.д.).
-
Нужно подобрать материал и сложить его в коробочку для каждой птицы отдельно.
Воспитатель вызывает троих ребят и дает им задание: отобрать нужный материал
для каждой птицы, складывая его в отдельную коробку. Один выбирает материал для
гнезда ласточки. Другой для грача, третий для гнезда скворца. А пока вызванные
дети выполняют задание, воспитатель, остальным детям загадывает загадки про
птиц.
По
окончании работы дети с воспитателем проверяют: правильно ли выполнено задание.
В)
Загадки
Черный,
проворный,
Кричит:
«Кракк»,
Червякам
враг. (грач)
Молод
конь, за морем бывает,
Спереди
шильце, сзади вильце,
На
груди – белое полотенце. (ласточка)
Гнездо
не строит никогда,
Соседкам
яйца оставляет
И
о птенцах не вспоминает. (кукушка)
На
шесте – дворец,
Во
дворце – певец,
А
зовут его - …скворец.
-
Ищите ответы на картинках. (Дети отвечают, опираясь на картинки с изображением
птиц).
Г)
Игра «Птицы и птенцы», проводится с целью речевого развития детей.
-
Вы помогли птицам свить их гнезда. А для чего птицы их свивают? (Чтобы вывести
в них своих птенцов.) Так поиграем в игру, где я буду называть название
взрослой птицы, вы хором говорить мне название ее птенцов. Итак, грач-грачата-граченок,
скворец-скворчата-скворченок, ласточка-ласточата-ласточенок.
Д)
Описательные рассказы детей с опорой на иллюстрации.
-
К нам в детский сад пришли письма от деда Природоведа. Давайте прочтем хотя бы
одно из них. Да, в нем фотография птицы. Что за птица, как ее называют? (показ
фото птицы). Расскажи нам о ней все, что ты о ней знаешь, опираясь на картинки.
Ребенок рассказывает по вопросам:
-
Какого цвета птица? Она крупная или мелкая? Где она вьет гнездо? Какой материал
для этого она использует? Поет ли она чудесные песни? Чем питается и чем кормит
своих птенцов? Что делает самочка птицы? Как помогает самец в выращивании
потомства?
5. Итог занятия
-
Вы хорошо справились со всеми заданиями. Молодцы! Подведем итоги нашей беседы.
Мы говорили с вами о разных перелетных птицах. Но, какая общая забота у всех птиц весной? (Вить гнезда
и создавать собственное потомство, выводить птенцов.)
-
Для чего нужно беречь и охранять пернатых друзей?
-
Каким образом люди могут помочь птицам в весенний период?
-
За то, что вы внимательно слушали мой рассказ и хорошо справлялись со всеми
заданиями, я хочу вам подарить небольшие подарки: мини- раскраски с
изображением синицы. Их передала сегодня утром моя знакомая Синичка. Сейчас с
приходом весны она улетела в лес. Там она выводит своих птенцов. (Воспитатель
указывает на рисунок на доске с изображением птицы.)
Воспитатель
раздает по окончании занятия рисунки птицы в подарок и организует свободную
художественную деятельность. Кильдюшкина Т.Ю., воспитатель МБДОУ "Детский сад № 49 "Радуга" |