Цель:
предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного
педагогического опыта для педагогов.
Задачи:
1.способствовать
созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого
приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого
развития детей старшего дошкольного возраста;
2.способствовать
формированию индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в
процессе инновационной работы.
Оборудование:
индивидуальные зеркала, коктельные
трубочки, стаканчики с крышкой, воздушные шары, вертушка, массажные мячики с
шипами «Ёжик».
Ход
мастер-класса
Всем нам хорошо известно, что недостатки
легче предупредить, чем искоренить.
В последние годы наблюдается рост числа
дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития.
Важнейшим показателем подготовленности
детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Исправить
недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем
предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
Работа логопеда в детском саду, не
имеющем в своей структуре специализированных групп, строится с учетом
внутреннего расписания ДОУ. Дети с речевыми нарушениями получают коррекционную
помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада.
Таким образом, в моей работе возникла
необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и
воспитателями, логопедом и родителями.
Работа по постановке звуков ведётся по
разделам: работа по развитию артикуляционного аппарата, работа
над общей и мелкой моторикой, развитие правильного речевого дыхания, развитие
фонематического слуха..
Поговорим о них более подробно.
Работа
по развитию артикуляционного аппарата
Для того чтобы звукопроизношение было
чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое
небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они
поддаются тренировке.
Гимнастика, направленная на развитие
органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить
речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Можно придумывать сказочные истории,
которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая
их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети
проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных
упражнений.
1 этап в постановке звуков –
артикуляционная гимнастика
Начнем мы с Вами с выполнения
артикуляционной гимнастики.
1. Вытягиваем губы вперед, произносим
УУУУ, и максимально растягивая, обнажая зубы, произносим ЭЭЭЭ.
2.
Выполним упражнение «Футбол».
Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую,
буквально распирая щеку. Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас
острый язык, твёрдый кончик. И так 8 раз.
3.
Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и
зафиксировать данное положение. То же
самое с правым уголком рта.
4. Упражнение «Вкусное варенье». Широким передним краем языка облизать верхнюю
губу, а затем нижнюю.
5. Упражнение «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать
широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком
положении под счет от 1 до 8.
6. Упражнение «Лошадка». Рот открыт.
Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком
оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не
двигалась.
7. Упражнение «Барабан». Рот открыт.
Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами,
многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук произносится
медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень
твёрдо.
Работа
над общей и мелкой моторикой
У детей с нарушениями речи, часто
наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика
имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на
развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное
место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается
плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может
развиться дисграфия (нарушение письма).
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его
речь.
Упражнение с массажными мячиками «Я
мячом круги катаю..»
Развитие
правильного речевого дыхания
Залогом четкого произношения звуков и
ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
С
детьми ежедневно проводятся
упражнения для развития речевого дыхания.
Упражнения
для речевого дыхания
1. Воздух набирать через нос (плечи не
поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем,
чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
2.
Упражнение «Фокус». Сдуть «снежинку» с кончика носа.
3. Упражнение «Буря в стакане». Берем
два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до
краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в «бурю в
стакане» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды
нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть
сильно. Задача ребенка так играть, чтобы
не пролить воду.
4.
Надуем шарик, не раздувая щеки.
5.
Вертушка.
Развитие
фонематического слуха
Цель упражнений на развитие
фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать звуки.
Упражнение «Услышишь – хлопни»
- Взрослый произносит ряд звуков (слогов,
слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
- Взрослый показывает ребенку картинку и
называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота,
хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный
вариант произношения.
- Электронная игра
«Правильно-неправильно».
Проведённая совместная работа с
воспитателями и родителями, показывает, что тесное сотрудничество в
условиях ограниченного воздействия и использование логопедических приёмов,
помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия. Таким образом,
повышается эффективность работы учителя - логопеда, уменьшается процент детей с
нарушением речи, увеличивается процент детей, выпущенных с грамотной речью и
правильным произношением.
На этом мой мастер –
класс окончен, спасибо всем за внимание! |