СЕГОДНЯ: Среда 21.08.2019  Московское время:21:41                                                Приветствую Вас  Гость  Группа: Гости
Подписаться на новости "Радуги" 

Меню сайта

Эл.приемные
kemerov@rfdeti.ru - уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области
glasko@list.ru- государственная служба по надзору и контролю в сфере образования Кем.области
recep@info.kem.ru- департамент образования и науки Кемеровской области
departsite@mail.ru- управление образования Краснобродского городского округа
yszkrbr@mail.ru- социальная служба населения Краснобродского городского округа

Горячая линия
Детский телефон доверия   8-800-2000-122

Вход

Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством образовательного процесса в детском саду?
Всего ответов: 47

Главная » Файлы » Конспекты открытых занятий

Животный мир Арктики
[ Скачать с сервера (2.35 Mb) ] 20.05.2015, 15:36

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной к школе группе

Тема: «Животный мир Арктики»

Образовательные области:

приоритетная: познание (формирование целостной картины мира: ознакомление с природой)

в интеграции: коммуникация, художественное творчество, здоровье, социализация

Цель: формирование элементарных представлений о животном мире арктической зоны

Задачи:

приоритетные:  дать элементарные знания о животных, обитающих в зоне Арктики, их внешнем виде, среде обитания, добыче корма, размножении и пользе для человека; развивать представление о взаимосвязи всех явлений в природном мире и интерес к жизни животных, а также воображение и мышление детей; воспитывать доброе бережное отношение к животным;

в интеграции: развивать речь детей, обогащать их словарный запас; совершенствовать технику изображения предмета по образцу, развивать способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка, соблюдая пропорции и форму; сохранять физическое здоровье детей в процессе образовательной деятельности; закреплять умение играть в дидактические игры;  развивать волевое качество при выполнении  установленных норм поведения в непосредственно образовательной деятельности

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением  диких животных; чтение книг Н. Сладкова «Во льдах», «В тундре» о жизни животных Арктики

Методические приемы: метод рассказа, беседы, наглядности, прием рассматривания, создание проблемной ситуации

Оборудование:

для детей: незаконченные  графические рисунки животных, карандаши, смайлики для рефлексии

для педагога:

макет Земного шара – глобус; фотографии животных на магнитной доске; мультимедийный комплекс; презентация « Животный мир Арктики»; схемы элементов упражнений  гимнастики для глаз, с целью снятия напряжения зрения; графические рисунки животных Арктики для образца; стенд с прозрачными кармашками для смайликов

 

Ход занятия

I Вводная часть

1) вступительная беседа

- Сегодня, дети, я предлагаю вам отправиться в путешествие в удивительный край, который называется Арктикой. Побывав там, вы узнаете о жизни многих животных, которые обитают в этой местности. Вы знаете,  где находится Арктика? Находится Арктика от того места, где мы проживаем с вами, очень далеко. Посмотрите на глобусе, куда мы отправимся с вами (показ на глобусе места родного жительства и места назначения путешествия): граница  Арктики охватывает северный полюс Земли, весь Северный Ледовитый океан  с островами и прибрежные континенты России,  Америки, Дании и Исландии. Линию границы еще называют полярным кругом. Чтобы добраться до городов Заполярья нужно из наших краев ехать на поезде несколько дней, а на самолете лететь несколько часов. Итак, отправляемся?

II Основная часть

1) рассказ воспитателя и рассматривание фотографий с изображением природы Арктики с помощью мультимедийного оборудования

- Что и кто встретит нас в Арктике?  Природа и климат этого района очень суровые. Это царство вечного льда и снега.  Лето здесь короткое и холодное.  Происходит это потому, что солнечные лучи попадают в зону Арктики под слишком малым углом. Несмотря на то, что солнце стоит над горизонтом здесь целых полгода! Полгода здесь длится день, а остальные полгода – ночь! Арктика - царство вечной мерзлоты. Лед не тает до конца даже летом. Из-за  постоянных ледяных ветров растения полярного круга очень низкорослые. Поэтому  здесь не растут высокие березы и ели. Но зато растут карликовые березки, ивы, многие травы, мох и лишайник. Для примера: если рядом с полярной березкой вырастет гриб, то он будет чуть ниже карликового дерева. Но зато здесь есть зеленые снежные водоросли, которые растут прямо на льдинах. 

- Лишайник, который называется  ягель покрывает огромную территорию Арктики – тундру. Он является основной пищей для диких северных оленей, обитающих в тундре. Что вы знаете об этих животных? (выслушивание ответов детей). Послушайте теперь мой рассказ. Северные олени – живут и пасутся большими табунами. Для этого они постоянно передвигаются  с одного места на другое в поисках ягеля. Ягель лечебное растение для оленей: он  избавляет их от кишечных инфекций. Олени чуют лишайник даже под толщей снега, разрывая его копытом. Копыта у оленей очень широкие. Что помогает не провалиться этим животным в сугробы и быстро  бегать по тундре. Поэтому люди одомашнили оленей и, запрягая их в упряжки,  используют  как транспортное средство. Северные олени дают коренным жителям Арктики молоко, мясо и теплые шкуры, из которых те шьют себе одежду, обувь и даже строят  жилища – чумы. Чум похож на огромную палатку в виде конуса.

- Самка оленей после  рождения оленят сбрасывает свои рога. А люди используют сброшенные рога (панты) для приготовления лекарства. Олени единственные животные, которые в случае опасности бегут в сторону людей, спасаясь от хищников (слайд №9). Люди    присматривают за детенышами, подкармливают их сеном и  солью. Многие  виды оленей занесли в Красную книгу. Что это означает? (ответы детей).

- Продолжаем наше путешествие. Кто же еще встретится нам на бескрайних просторах полярной тундры? А это еще одно травоядное животное – овцебык. Назвали  его так, что внешностью он напоминает огромного быка, а некоторыми повадками – овец и коз. Так же как и овцы, овцебыки пасутся на горных склонах тундры и поедают ее разнотравье. Пасутся они в тех местах, где зимой меньше толща снега, разрывая ее копытом. Если снега слишком много, то овцебыки могут погибнуть, не  добравшись  до сухой травы. Люди специально разводят стада этих животных. Так как получают очень ценный теплый пух. Пух овцебыка в восемь раз теплее шерсти овец. Из него вяжут платья, свитеры, варежки и носки. Так из пуха одного овцебыка можно связать тридцать свитеров. Почуяв опасность, овцебыки спасаются быстрым бегом. А если бег не спасает, то животные выстраиваются плотным кольцом. И из него делает мощный выпад вперед на хищника самый сильный бык. Остальные быки тут же следом подходят к нему и становятся рядом. Такая атака помогает защититься от белых и бурых медведей, росомахи и волка. Но не от человека. Самка овцебыка рождает одного теленка в год. После того как мама оближет детеныша, тот встает на ноги и следует за матерью. Он питается ее очень жирным молоком. Но уже через две недели может прикармливаться  мягким мхом.

- Отправляемся дальше. Живут  ли в этом холодном краю птицы? Оказывается, живут они здесь во множестве. На берегу Северного Ледовитого океана гнездятся и выводят потомство колонии таких перелетных птиц как: глупыши, чайки, бакланы,  кайры,  полярные крачки. Но с приближением долгой полярной зимы эти птицы улетают в теплые края.

-  А вот белая сова постоянный житель Арктики. Как вы думаете, чем питается полярная сова? Это хищная птица, питается она в основном грызунами: полярными леммингами .  Лемминги похожи на мышей. Но в отличие от них у леммингов очень короткий хвостик. Почему, как вы думаете? (Ответы детей) Этот маленький грызун очень прожорлив. В сутки он съедает в два раза больше, чем весит сам.  Поэтому белые совы, поедая леммингов, сохраняют растительный корм для крупных животных, таких,  как овцебыки и олени.  Хоть белая сова и сама хищница, но вблизи ее гнездования любят селиться другие птицы. Их сова не трогает, зато тщательно охраняет  территорию от  хищных песцов, которые поедают птичьи яйца.

- Познакомьтесь теперь с самим хищником, называющимся песцом. Это красивые пушные зверьки с очень ценным теплым мехом. Из-за красивого меха песцов долго и помногу уничтожали охотники. В данный момент, для того чтобы сохранить популяцию этого зверя люди разводят песцов на специальных фермах.  Песцы в основном имеют белую или голубую окраску.  Почему? (Таким образом маскируются от врагов). Их называют еще полярными лисами, так как внешне они очень с ними схожи. Только морда и уши песцов гораздо короче, чем у лисиц. Живут и разводят потомство песцы в норах, которые роют в мягкой песчаной почве до самой вечной мерзлоты. Песцы, так же как и совы в основном питаются леммингами. Поэтому если уменьшается число леммингов,   совы и песцы голодают и даже могут погибнуть. Но песцы могут в летний период поедать многие травы (морскую капусту, водоросли), а также ягоды: морошку и чернику. А это песец в летний период. Как вы думаете, почему в это время его окраска приняла бурый цвет? (Ответы детей).

- Продолжим наше путешествие по Заполярью и достигнем вод Северного Ледовитого океана. Как вы думаете, водятся ли в таких холодных водах какие-нибудь животные? (Ответы детей). Да, моря Ледовитого океана богаты различной рыбой. Но не только рыбой,  там водятся крупные млекопитающие животные. Такие,  как полярный дельфин, или белуха. Длина его достигает шести метров. А вес взрослого самца  две тонны. Кожа белухи имеет белоснежный цвет, под которой  толстый слой подкожного жира. Зачем этому животному такой слой жира? (Жир спасает от холода). Питается животное  моллюсками и рыбой,  всасывая  добычу вместе с водой. Кормит своих детенышей молоком. Белые дельфины могут выражать радость и тревогу с помощью мышц морды, как человек, так как они у животного очень подвижны.

- Следующее млекопитающее, обитающее в водах Арктики – это гренландский тюлень. У него красивый узор на шкуре и большие выразительные глаза. Тюлени живут стаями. Рождают своих детенышей, которых называют бельками на ледяном берегу. Они очень неуклюжи на суше. Но зато очень быстрые пловцы в воде. В море тюлени добывают для пропитания себе рыбу.

- Ближайшие родственники тюленей – моржи. Внешность этих животных замечательна тем, что они имеют клыки. С помощью их они, опираясь о лед, выходят из воды. Клыками они разрывают дно и добывают таким образом себе моллюсков, которыми питаются. Клыками обороняются и от врагов.

 - И моржи, и тюлени, и белухи имеют большой слой подкожного жира, поэтому они являются  лакомой пищей для самых грозных и сильных хищников Арктики. В воде - для китообразной акулы касатки, а на суше - для белого полярного медведя. Про белого медведя нам расскажет сегодня (называется имя ребенка, который готовился выступить). Но перед этим мы все вместе отдохнем и сделаем небольшую физкультурную паузу.

2) физкультурная пауза

а) гимнастика для глаз с использованием схем элементов упражнений. Воспитатель предлагает проследить за движением указки по линиям графических элементов глазами. Дети выполняют вслед за воспитателем;

б) движения под веселую рифмовку:

Скачут быстрые олени

В тундре белой всю неделю.

(Дети выполняют бег с подскоками).

Ищут травы и лишайник

Под снегами утром ранним.

(Имитируют движение копыта оленя).

В море белые дельфины

Плавают в снегах и льдинах.

( Имитация движений пловцов).

Белый Мишка ходит рядом.

(Ходьба с наклонами в стороны, руки на поясе).

Берегись его, ребята!

(Погрозить пальцем).

3) заранее приготовленное выступление ребенка по теме занятия в форме небольшого сообщения об одном из животных, обитающем в Арктике (белом медведе)

4) дидактическая игра «Угадай»

Вначале воспитатель обобщает полученные знания детей, предложив назвать всех увиденных во время «путешествия» по Арктике животных. При этом предлагает в качестве помощи для ответа пользоваться  изображением этих животных на  фотографиях, которые прикреплены на магнитной доске: «Мы закончили наше путешествие по далекой Арктике. Глядя вот на эти  фотографии, назовите животных, с которыми вы сегодня познакомились». (Мы сегодня познакомились с белым медведем, северным оленем и т.д.).

- А теперь, ребята, угадайте, о каком из этих животных сейчас пойдет речь?

Воспитатель зачитывает текст, в котором указывается признаки одного из изученных животных: «Это животное хищное. Питается грызунами. Имеет белое оперение (Полярная сова).  Это травоядное животное. Основной корм – лишайник, по названию ягель (Олень). Это маленькое  травоядное животное  съедает в день корма в два раза больше, чем весит сам (Лемминг). Это животное живет в норе, имеет красивый, пушистый, белый мех (Песец). Очень крупное травоядное животное. Дает людям очень теплый пух. Похоже и на овцу, и на быка (Овцебык)».

- Угадайте загадку:

Головка и хвост, вместо лап - плавники,

Ленив он на льду и проворен в водице,

Детишек его называют «бельки».

Скажи, что за зверь возле льдины резвится? (Тюлень).

Дети определяют названия животных и обосновывают свой ответ.

5) дидактическая игра «Нади ошибку»

В целом ряде изображений животных заранее прикреплены фотографии животных, которые обитают в другой зоне (зоне степей, лесов).

- Ребята, а вы заметили, что здесь есть фотографии животных, которые я прикрепила сюда ошибочно? Найдите их и объясните, почему эти фотографии лишние. ( Фотографии с изображением  лисы,  волка  и бурого медведя прикреплены на доску ошибочно, потому что эти звери живут в лесах, они не обитают в Арктике).

6)  подвижная дидактическая игра «Хищники и травоядные»

Воспитатель предлагает: «А теперь немного подвигаемся и поиграем. Но, чтобы сыграть в следующую игру, нужно вспомнить: кто из животных Арктики является хищником, а кто травоядным? Встаньте в круг. Если я буду произносить название травоядного – вы делаете наклон туловища, не сгибая коленей, дотрагиваетесь пальцами рук пола. Если называю хищника – выполняете прыжки на месте, показываете «коготки» и «клыки». Дети выполняют задание в движении.

7) рисование животных Арктики

На столах у детей заранее приготовленные конверты с незаконченным рисунком животного и карандаши.

 Воспитатель создает сюрпризный момент: «В конверте у вас лежат «секреты». Откройте и посмотрите, что там лежит? Это Дед Природовед решил вас проверить, были ли вы внимательны, путешествуя по Арктике. И прислал вам рисунки животных. Но рисунки эти незаконченные. Вам он дает задание определить животное по рисунку и закончить его карандашом». После того как дети рассмотрят содержимое, воспитатель вывешивает точно такие же незаконченные рисунки на доске и спрашивает: «Можно ли определить: какие животные изображены на этих рисунках?» После того, как дети ответят, воспитатель вывешивает на доске фотографии этих животных. И затем предлагает, опираясь на образец иллюстраций, закончить свои рисунки. По окончании делается выставка готовых рисунков.

III Итог занятия

1) итоговая беседа

- Дети, в какой район Земли сегодня мы совершали путешествие? Где он находится?

- Что вы узнали нового, наблюдая природу этого края? ( Ответы детей). Перечислите названия животных, с которыми сегодня познакомились.

Воспитатель отмечает, что большинство животных Арктики занесли в Красную книгу. Это означает, что этих животных нужно охранять.

2) рефлексия

- Если вам понравилось сегодняшнее путешествие? Если да, то подойдите к столику, где лежат смайлики и выберите веселого смайлика, вставьте его в кармашек. Если вам было скучно путешествовать по Арктике, выберете грустного смайлика.

 

Кильдюшкина Т.Ю., воспитатель группы "Лесовички"

Категория: Конспекты открытых занятий | Добавил: Радуга
Просмотров: 2489 | Загрузок: 44 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Новости

Полезные сайты
  • Сайт для воспитателей детских садов
  • В помощь воспитателю
  • Все для детского сада
  • В помощь родителям и педагогам
  • Министерство образования и науки РФ

  • Теги