Каждый человек должен уметь плавать.
И чем раньше он научится, тем лучше. Купание, игры в воде, плавание
благоприятны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность
мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических
нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуется
напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и
силу.
В воде уменьшается статическое
напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский
позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается
хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном
положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия.
Систематические занятия плаванием
ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит
благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды.
Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается
жизненная емкость легких.
Регулярные занятия плаванием
положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется
механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается
адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная
система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус
организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость. Одновременно
с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что
очень важно для их всестороннего развития.
Плавание благотворно влияет не только
на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем
детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся
входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность
на воде - не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины.
Именно
поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть
это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты
личности как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность,
смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять
самостоятельность.
Очень большую роль в обучении детей
плаванию играют разнообразные игры в воде. Игры используются с самых первых
занятий для освоения детей с водой. Плескаясь и играя на мелком месте, младшие
дошкольники безболезненно преодолевают чувство неуверенности и страха, быстро
адаптируются в воде, привыкают смело входить и погружаться в нее, передвигаться
уверенно и без напряжения.
Игры
помогают овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями.
В работе со старшими
дошкольниками, когда дети овладевают техникой плавания, игры используются для
повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений спортивного
способа плавания, для достижения устойчивости и гибкости навыков.
Игры и
развлечения в воде способствуют воспитанию у детей смелости, решительности,
решительности в своих силах, инициативности.
При обучении дошкольников плаванию
используют самые разнообразные формы - игровые упражнения, игры-забавы,
сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты.
Выбирая игры
и методические приемы, нужно учитывать возраст, количество детей в группе,
физическую подготовленность и степень владения каждым навыком предлагаемых
движений. Движения должны быть очень простые, доступные или уже известные
детям.
Литература: интернет -
ресурс maam.ru Шитц Е.Н., инструктор по физической культуре
(плавание) |