СЕГОДНЯ: Среда 21.08.2019  Московское время:21:35                                                Приветствую Вас  Гость  Группа: Гости
Подписаться на новости "Радуги" 

Меню сайта

Эл.приемные
kemerov@rfdeti.ru - уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области
glasko@list.ru- государственная служба по надзору и контролю в сфере образования Кем.области
recep@info.kem.ru- департамент образования и науки Кемеровской области
departsite@mail.ru- управление образования Краснобродского городского округа
yszkrbr@mail.ru- социальная служба населения Краснобродского городского округа

Горячая линия
Детский телефон доверия   8-800-2000-122

Вход

Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством образовательного процесса в детском саду?
Всего ответов: 47

Главная » Статьи » Статьи инструктора ФИЗО

ЗА ЗДОРОВЬЕМ БОСИКОМ!

                                                                                 «Стопа-это фундамент, на котором стоит здание - ваше тело»

Гиппократ

Стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции, благодаря которым осуществляется всё многообразие движений в процессе жизнедеятельности. Нарушение строения и функций стопы приводит к развитию различных заболеваний. Чаще всего страдает рессорная функция, что способствует формированию плоскостопия. У детей дошкольного возраста оно встречается довольно часто в 20-40% случаев. Это связано со слабостью мышечно-связочного аппарата и влиянием ряда неблагоприятных факторов.

Стопу можно сравнить с картой всего организма: нет таких мышц, желез, органов, которые не имели бы своего «предпринимательства » на ней. Современный ребенок не имеет возможности ходить по нервной поверхности, а значит, не раздражаются, не массируются многочисленные нервные окончания, расположенные на стопе. Именно поэтому на занятиях по физкультуре дошкольники обязательно должны ходить босиком по разнообразных поверхностям. И такую возможность предоставляет, в частности, нехитрая в изготовлении массажная дорожка, которая очень эффективно стимулирует стопу и предупреждает плоскостопие.

 

Как самим определить плоская стопа или нормальная стопа?

Определить форму стопы можно так: ребенка следует посадить на низкий стульчик, лист бумаги положить перед его стопами. Одновременно нанести растительное масло на обе ступни.  Взять  ребенка одновременно за обе руки и поставить его на лист бумаги помогая сохранить равновесие. Важно следить, чтобы ребенок вставал на лист бумаги двумя ногами одновременно, не делая дополнительных переступательных движений, через 1-1,5 минуты снять его с бумаги и внимательно рассмотреть отпечатки стоп.

Если отпечаталась только пятка, внешний контур стопы и передняя часть стопы с пальцами - все в порядке. А если на рисунке вся стопа или лишь ее средняя часть - это плоскостопие. Для оценки плантограммы при помощи карандаша и линейки чертятся две линии (см. рис.)

                                                                 

1 – стопа  нормальная, 2 – стопа  уплощенная (плоскостопие I степени) , 3 – стопа  плоская (плоскостопие II степени).

Первая линия соединяет центр пятки с промежутком между вторым и третьим межпальцевыми промежутками ноги. Вторая линия проводится от центра пятки до центра большого пальца. Если обе линии расположены внутри отпечатка стопы – стопа плоская (3); если первая линия проходит внутри отпечатка  - отмечается уплощение свода стопы (2). Если контур отпечатка стопы в срединной части не перекрывает эти линии – стопа нормальная (1).

Однако в раннем возрасте такой тест может показать ошибочные результаты: жировая подушечка вызывает «плоскостопный» контур.

Так что до 5—6 лет диагностировать плоскостопие может только детский врач — ортопед.

Какой же должна быть обувь у дошкольников?

1.Соответствовать форме и размеру стопы.

2. Иметь достаточно гибкую (но не мягкую), невысокую подошву, каблук высотой 5-10 мм.

3. Наличие фиксированного задника, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает её отклонение наружу.

4. Иметь закрытую носочную часть (открытый носок - травматизация пальцев).

5. Иметь прочное правильное крепление и хорошую вентиляцию.

Профилактика плоскостопия!

 

1. Очень полезное воздействие на коррекцию плоскостопия может оказать самомассаж стоп.  В итоге - улучшается кровообращение, нормализуется тонус мышц.

2. Специальные упражнения

- сидя захватывать пальцами ног предметы (палочки, бусины, шарики, шнуры) перекладывать их вправо, влево.

- после сна полезно сидя сгибать и разгибать пальцы ног, разводить носки в стороны, поднимать ноги вверх, выполнять стопой круговые движения.

-ходьба по камешкам, пуговицам, пробкам

-ходьба на носках, на внешней стороне стопы.

-ходьба по палке, шнуру.

 Предлагаю вашему вниманию комплексы упражнений для детей разного возраста для профилактики и коррекции плоскостопия в домашних условиях.

 

Комплекс упражнений  для   профилактики и  коррекции плоскостопия  у детей 4-го года жизни

1) Ходьба (топтание) в тазике, наполненном фасолью (каштанами, бобами, горохом и т.п.)

2) Упражнения, сидя на ковре:

а) «Сожми пальцы ног в кулачок». Ноги выпрямить, одновременно сжимать пальцы ног в кулачок  и разгибать их. Повторить  8 - 10 раз;

б) «Гусеница». Согнуть пальцы ног, подтянуть к ним пятки; выпрямить пальцы, снова согнуть их и т. д. (одновременно и поочередно). Продвинуться вперед на  1 – 1,5 м. Повторить 2 раза;

     в) «Ушки у зайчика». Ноги вместе одновременно нагнуть от себя носок одной ноги, на себя - носок другой. Поменять положение ног. Повторить 10 – 12 раз;

г) «Захвати фигурку». Захватить стопами ног и удержать в воздухе игрушку из киндер-сюрприза (карандаш с гранями, полотенце х/б)  Повторить по 4 – 5 раз.

3) Ходьба

а) на носках («Лисичка»);

б) на пятках («Волк»);

в) на внешней стороне стопы («Медведь»).

Длительность: 1  – 1, 5 мин.

Общая продолжительность комплекса: 5 – 7 мин.

 

Комплекс упражнений для профилактики и  коррекции плоскостопия  у детей 5-го года жизни

1) Ходьба (топтание) в тазике, наполненном фасолью (каштанами, бобами, грецкими орехами, галькой и т.п.)

2) Упражнения сидя на ковре:

     а) «Сожми пальцы ног в кулачок» Ноги выпрямить, одновременно сжимать пальцы ног в кулачок  и разгибать их. Повторить  8 - 10 раз;

     б) «Гусеница» Согнуть пальцы ног, подтянуть к ним пятки; выпрямить пальцы, снова согнуть их и т. д. (одновременно и поочередно). Продвинуться вперед на 1,5 – 2  м. Повторить 3 раза;

     в) «Пятки вместе, носки врозь» По команде взрослого менять положение ног: носки вместе – пятки врозь на пятки вместе – носки врозь. Повторить 15 – 18 раз;

     г) «Пальцы ног вперед, на себя, в стороны» Сидя на полу, ноги вместе выполнять поочередные движения обеими ногами, вытягивая пальцы вперед, оттягивая на себя, поворачивая их вправо и влево. Повторить 15 – 18 раз;

     д) «Захвати фигурку» (грецкий орех, круглую палочку, платок х/б).  Повторить по 5 - 6  раз.

3) Ходьба:

    а) на носках;

    б) на пятках;

    в) на внешней стороне стопы;

    г) высоко поднимая колени («Аист»)

    д) в полуприсиде («Гуси»)

Длительность: 1, 5 – 2  мин.

Общая продолжительность комплекса: 6 – 8 мин.

 

Комплекс упражнений для профилактики и  коррекции плоскостопия  у детей 6 - 7-го года жизни.

1) Ходьба (топтание) в тазике, наполненном фасолью (каштанами, бобами, грецкими орехами, галькой, сухими еловыми  шишками и т.п.

Повторить 3 раза.

2) «Цапля»

 И.П.: основная стойка (ноги вместе) у стены;

1 - поднять правую ногу, согнутую в колене, захватить руками голень. Удерживать позу, сохраняя равновесие на счет «1 – 10»;

2 - опуская ногу, вернуться в И.П.

3 – 4 -  то же левой ногой

Повторить 6-8 раз.

3) «Птица»

И.П.: ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе; 1 - наклон вперед, руки в стороны ладонями книзу, прогнуться в пояснице (постоять несколько секунд); 2 - вернуться в И.П. Повторить в медленном темпе, 6 - 7 раз.

4) «Подъемный кран»

И.П.: лежа на спине; 1 - поднять прямые ноги вверх, носки тянуть; 2 - опустить. Повторить 2-5 раз

 5)Упражнения сидя на ковре:

 а) «Сжимание и разжимание пальцев ног». Повторить 15 – 20 раз;

 б) «Рисование кругов или цифр в воздухе стопами ног».

И.п.: сидя, упор руками сзади, ноги навесу. Рисовать обеими ногами в воздухе  цифры от 1 до 10. Повторить 2 раза.

 в) «Катание массажных валиков». Не менее 1, 5 мин.;

 г) «Самомассаж стопы». Пальцами рук активно помассировать стопу;

 д) «Захвати и переложи фигурку» (орех-фундук, круглую палочку, шелковый платок);

 е) «Передай массажный мячик (d = 3 - 6 см) рукам, держа его пальцами ног».

6) Ходьба разными способами в сочетании с дыхательными упражнениями

а) И.П.: руки за головой, локти отвести в стороны, на носках

б) И.П.: руки на поясе, на пятках

в) И.П.: руки в стороны на внешней стороне стопы

 

Таким образом, использование в комплексе всех средств будет способствовать профилактике плоскостопия.

Помните - здоровье начинается со стопы!

Категория: Статьи инструктора ФИЗО | Добавил: Радуга (21.05.2015)
Просмотров: 562 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Новости

Полезные сайты
  • Сайт для воспитателей детских садов
  • В помощь воспитателю
  • Все для детского сада
  • В помощь родителям и педагогам
  • Министерство образования и науки РФ

  • Теги