«Стопа-это фундамент, на котором стоит здание -
ваше тело»
Гиппократ
Стопа является фундаментом здоровья,
поскольку выполняет чрезвычайно важные функции, благодаря которым
осуществляется всё многообразие движений в процессе жизнедеятельности.
Нарушение строения и функций стопы приводит к развитию различных заболеваний.
Чаще всего страдает рессорная функция, что способствует формированию
плоскостопия. У детей дошкольного возраста оно встречается довольно часто в
20-40% случаев. Это связано со слабостью мышечно-связочного аппарата и влиянием
ряда неблагоприятных факторов.
Стопу можно сравнить с картой всего
организма: нет таких мышц, желез, органов, которые не имели бы своего
«предпринимательства » на ней. Современный ребенок не имеет возможности ходить
по нервной поверхности, а значит, не раздражаются, не массируются многочисленные
нервные окончания, расположенные на стопе. Именно поэтому на занятиях по
физкультуре дошкольники обязательно должны ходить босиком по разнообразных
поверхностям. И такую возможность предоставляет, в частности, нехитрая в
изготовлении массажная дорожка, которая очень эффективно стимулирует стопу и
предупреждает плоскостопие.
Как самим определить плоская стопа или нормальная стопа?
Определить форму стопы можно
так: ребенка следует посадить на низкий стульчик, лист бумаги положить перед
его стопами. Одновременно нанести растительное масло на обе ступни. Взять
ребенка одновременно за обе руки и поставить его на лист бумаги помогая
сохранить равновесие. Важно следить, чтобы ребенок вставал на лист бумаги двумя
ногами одновременно, не делая дополнительных переступательных движений, через
1-1,5 минуты снять его с бумаги и внимательно рассмотреть отпечатки стоп.
Если отпечаталась только пятка, внешний контур стопы и передняя
часть стопы с пальцами - все в порядке. А если на рисунке вся стопа или лишь ее
средняя часть - это плоскостопие. Для оценки плантограммы при помощи карандаша
и линейки чертятся две линии (см. рис.)
1 – стопа нормальная, 2 – стопа уплощенная (плоскостопие I степени) , 3 –
стопа плоская (плоскостопие II степени).
Первая линия соединяет центр пятки с
промежутком между вторым и третьим межпальцевыми промежутками ноги. Вторая
линия проводится от центра пятки до центра большого пальца. Если обе линии
расположены внутри отпечатка стопы – стопа плоская (3); если первая линия
проходит внутри отпечатка - отмечается
уплощение свода стопы (2). Если контур отпечатка стопы в срединной части не
перекрывает эти линии – стопа нормальная (1).
Однако в раннем возрасте такой тест
может показать ошибочные результаты: жировая подушечка вызывает «плоскостопный»
контур.
Так что до 5—6 лет диагностировать
плоскостопие может только детский врач — ортопед.
Какой же должна быть обувь у
дошкольников?
1.Соответствовать форме и
размеру стопы.
2. Иметь достаточно гибкую (но не мягкую), невысокую подошву,
каблук высотой 5-10 мм.
3.
Наличие фиксированного задника, который позволяет прочно удерживать пяточную
кость и предотвращает её отклонение наружу.
4.
Иметь закрытую носочную часть (открытый носок - травматизация пальцев).
5.
Иметь прочное правильное крепление и хорошую вентиляцию.
Профилактика плоскостопия!
1. Очень полезное
воздействие на коррекцию плоскостопия может оказать самомассаж стоп. В итоге - улучшается кровообращение,
нормализуется тонус мышц.
2. Специальные упражнения
- сидя захватывать пальцами
ног предметы (палочки, бусины, шарики, шнуры) перекладывать их вправо, влево.
- после сна полезно сидя
сгибать и разгибать пальцы ног, разводить носки в стороны, поднимать ноги
вверх, выполнять стопой круговые движения.
-ходьба по камешкам,
пуговицам, пробкам
-ходьба на носках, на
внешней стороне стопы.
-ходьба по палке, шнуру.
Предлагаю вашему вниманию комплексы упражнений
для детей разного возраста для профилактики и коррекции плоскостопия в домашних
условиях.
Комплекс упражнений для
профилактики и коррекции
плоскостопия у детей 4-го года жизни
1) Ходьба (топтание) в
тазике, наполненном фасолью (каштанами, бобами, горохом и т.п.)
2) Упражнения, сидя на
ковре:
а) «Сожми пальцы ног в
кулачок». Ноги выпрямить, одновременно сжимать пальцы ног в кулачок и разгибать их. Повторить 8 - 10 раз;
б) «Гусеница». Согнуть
пальцы ног, подтянуть к ним пятки; выпрямить пальцы, снова согнуть их и т. д.
(одновременно и поочередно). Продвинуться вперед на 1 – 1,5 м. Повторить 2 раза;
в)
«Ушки у зайчика». Ноги вместе одновременно нагнуть от себя носок одной ноги, на
себя - носок другой. Поменять положение ног. Повторить 10 – 12 раз;
г) «Захвати фигурку».
Захватить стопами ног и удержать в воздухе игрушку из киндер-сюрприза (карандаш
с гранями, полотенце х/б) Повторить по 4
– 5 раз.
3) Ходьба
а) на носках («Лисичка»);
б) на пятках («Волк»);
в) на внешней стороне стопы
(«Медведь»).
Длительность: 1 – 1, 5 мин.
Общая продолжительность
комплекса: 5 – 7 мин.
Комплекс упражнений для
профилактики и коррекции
плоскостопия у детей 5-го года жизни
1) Ходьба (топтание) в
тазике, наполненном фасолью (каштанами, бобами, грецкими орехами, галькой и
т.п.)
2) Упражнения сидя на ковре:
а) «Сожми пальцы ног в кулачок» Ноги
выпрямить, одновременно сжимать пальцы ног в кулачок и разгибать их. Повторить 8 - 10 раз;
б) «Гусеница» Согнуть пальцы ног,
подтянуть к ним пятки; выпрямить пальцы, снова согнуть их и т. д. (одновременно
и поочередно). Продвинуться вперед на 1,5 – 2
м. Повторить 3 раза;
в) «Пятки вместе, носки врозь» По команде
взрослого менять положение ног: носки вместе – пятки врозь на пятки вместе –
носки врозь. Повторить 15 – 18 раз;
г) «Пальцы ног вперед, на себя, в стороны»
Сидя на полу, ноги вместе выполнять поочередные движения обеими ногами,
вытягивая пальцы вперед, оттягивая на себя, поворачивая их вправо и влево.
Повторить 15 – 18 раз;
д) «Захвати фигурку» (грецкий орех,
круглую палочку, платок х/б). Повторить
по 5 - 6 раз.
3) Ходьба:
а) на носках;
б) на пятках;
в) на внешней стороне стопы;
г) высоко поднимая колени («Аист»)
д) в полуприсиде («Гуси»)
Длительность: 1, 5 – 2 мин.
Общая продолжительность
комплекса: 6 – 8 мин.
Комплекс упражнений для
профилактики и коррекции
плоскостопия у детей 6 - 7-го года
жизни.
1) Ходьба (топтание) в
тазике, наполненном фасолью (каштанами, бобами, грецкими орехами, галькой,
сухими еловыми шишками и т.п.
Повторить 3 раза.
2) «Цапля»
И.П.: основная стойка (ноги
вместе) у стены;
1 - поднять правую ногу,
согнутую в колене, захватить руками голень. Удерживать позу, сохраняя
равновесие на счет «1 – 10»;
2 - опуская ногу, вернуться
в И.П.
3 – 4 - то же левой ногой
Повторить 6-8 раз.
3) «Птица»
И.П.: ноги врозь на ширине
плеч, руки на поясе; 1 - наклон вперед, руки в стороны ладонями книзу,
прогнуться в пояснице (постоять несколько секунд); 2 - вернуться в И.П. Повторить
в медленном темпе, 6 - 7 раз.
4) «Подъемный кран»
И.П.: лежа на спине; 1 -
поднять прямые ноги вверх, носки тянуть; 2 - опустить. Повторить 2-5 раз
5)Упражнения сидя на ковре:
а) «Сжимание и разжимание пальцев ног».
Повторить 15 – 20 раз;
б) «Рисование кругов или цифр в воздухе
стопами ног».
И.п.: сидя, упор руками
сзади, ноги навесу. Рисовать обеими ногами в воздухе цифры от 1 до 10. Повторить 2 раза.
в) «Катание массажных валиков». Не менее 1, 5
мин.;
г) «Самомассаж стопы». Пальцами рук активно
помассировать стопу;
д) «Захвати и переложи фигурку» (орех-фундук,
круглую палочку, шелковый платок);
е) «Передай массажный мячик (d = 3 - 6 см)
рукам, держа его пальцами ног».
6) Ходьба разными
способами в сочетании с дыхательными упражнениями
а) И.П.: руки за головой,
локти отвести в стороны, на носках
б) И.П.: руки на поясе, на
пятках
в) И.П.: руки в стороны на
внешней стороне стопы
Таким образом, использование
в комплексе всех средств будет способствовать профилактике плоскостопия.
Помните - здоровье начинается со стопы! |