СЕГОДНЯ: Среда 21.08.2019  Московское время:21:40                                                Приветствую Вас  Гость  Группа: Гости
Подписаться на новости "Радуги" 

Меню сайта

Эл.приемные
kemerov@rfdeti.ru - уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области
glasko@list.ru- государственная служба по надзору и контролю в сфере образования Кем.области
recep@info.kem.ru- департамент образования и науки Кемеровской области
departsite@mail.ru- управление образования Краснобродского городского округа
yszkrbr@mail.ru- социальная служба населения Краснобродского городского округа

Горячая линия
Детский телефон доверия   8-800-2000-122

Вход

Опрос
Информацию о детском саде Вы получаете:
Всего ответов: 39

Главная » Статьи » Статьи медработника

Применение физиотерапии в детской практике
   Наш организм испытывает действие воздуха, солнца и воды непрерывно в течение всей жизни. Человек может и должен использовать это постоянное воздействие себе на пользу так, чтобы оно всегда оказывало только благоприятное влияние, стимулировало защитные силы организма.
   В медицине есть такая область, которая используя естественные факторы, лечит многие заболевания. Это физиотерапия. Чтобы подробнее узнать о физиотерапевтических методах, мы обратились к главному внештатному детскому физиотерапевту Республики Татарстан —Гиззатуллиной Масгуде Касимовне.
  — Масгуда Касимовна, что включает в себя физиотерапия? Какие виды чаще используется в детской физиотерапии?
— Физиотерапия – это лечение с помощью естественных (солнце, воздух, вода) и переформированных физических факторов. Включает в себя:
· переменные высококачественные токи (УВЧ, дарсонваль, индуктотерапия), токи надтональной частоты;
· переменные сверхвысокочастотные токи (СМВТ, ДМВТ); · КВЧ (крайне высокочастотные токи);
· ультразвукотерапия;
· ингаляция лекарственных веществ;
· светолечение (соллюкс, ультрафиолетовые лучи, инфракрасные лучи, лазеры — красные и инфракрасные);
 · переменная низкочастотная магнитотерапия;
· теплолечение (парафин, озокерит, грязь);
· водолечение (ванна с добавками — кислородные, минеральные, травяные), души, купание в бассейне, подводныйдуш-массаж;
· галотерапия (соляная шахта).
 
   В педиатрии используются все виды физиотерапии, водолечение в ограниченном количестве. Потому что дети склонны к простудным заболеваниям.
— Когда используется физиотерапия: во время острого периода болезни, подострый период или только с реабилитационной целью?
— Физиотерапевтические методы используются и во время лечения острого процесса, чаще в подострый период, в период остаточных явлений с реабилитационной целью, профилактической целью различных заболеваний в зависимости от тяжести и вида заболевания. Например,УВЧ-,КВЧ-терапия,лазеры, ультрафиолетовые лучи применяются в самый острый период течения болезни. В подострый период широко используются электрофорез лекарственных веществ, микроволны, лазеры, индуктотермия. Опять таки все, кроме водных процедур.
- Масгуда Касимовна, в лечении каких заболеваний этот метод используется?
— В лечение, практически, любых заболеваний включается физиотерапия. Наряду с лечебной физической культурой, массажом физиотерапия составляет основу реабилитации. Физические, лечебные факторы оказывают на живой организм многостороннее действие, вызывая изменения в различных функциональных системах: на уровне молекулы, клеток, органа и всего организма.
— Любые лекарственные препараты имеют противопоказания, существуют ли противопоказания к физиотерапии?
— Противопоказания в физиотерапии обширные: острые инфекционные заболевания, любая онкология,сердечно-сосудистаянедостаточность (2Б 3 степени), почечная, печеночная и легочная недостаточности (2Б 3 степени), непереносимость к току, повышенная температура.
    Какие виды физиотерапии применяются на практике — посмотрим на примере лечения заболеваний органов дыхательной системы.
   Всем известно, что болезни дыхательной системы занимают одно из ведущих мест в патологии детского возраста.
  Цель физиотерапии при лечении заболеваний органов дыхания воздействовать на ранние проявления заболевания, ликвидировать остаточные явления, обострения, нормализуя при этом функциональное состояние центральной нервной системы, улучшая функцию аппарата дыхания, снижая синдром бронхиальной обструкции и воздействуяна сердечно-сосудистуюсистему, обменные процессы и функции других систем.
  Из физических факторов наиболее часто применяются электрическое поле УВЧ, микроволны, индуктотермия, электрофорез лекарственных веществ, ингаляция и электроаэрозоли лекарственных веществ, ультрафиолетовые лучи в виде местных и общих облучений, ультразвук, импульсные токи. С конца 80−х годов стали применять лазеротерапию в диапазоне красного и инфракрасного волн излучения, низкочастотные переменные магнитные поляи КВЧ-терапию(крайне высокочастотную терапию).
  При выборе метода физиотерапии у больных с заболеваниями органов дыхания необходимо руководствоваться особенностями действия физического фактора, их переносимостью, учитывать характер патоморфологических изменений в бронхолегочной системе, фазу воспалительного процесса, степень изменения других органов и систем, сопутствующие заболевания и противопоказания к назначению физиотерапии.
 
— Существуют ли особенности в детской физиотерапии?
 — С одной стороны, ребенок рождается адаптированным к влиянию внешних физических факторов, с другой стороны, у детей нет тяжелой сопутствующей патологии. Но нужно использовать малые дозы, малую силу тока, малую длительность процедуры: то есть сила раздражителя лечебного фактора должна быть адекватной степени реактивности организма. Физиотерапия, воздействуя через поверхностные рецепторы на систему регулирования и побуждая нервную систему к нормальной деятельности, являются физиологической.
   Вот возрастные применения некоторых физиотерапевтических методов лечения для детей:
· электрофорез лекарственных веществ с 3−х недельного возраста;
 · СМТ с 3−х месячного возраста;
· Диодинамические токи с 3−х лет;
· УВЧ с рождения;
· Дарсонвализация с 3−х лет;
 · Индуктотермия с 6−ти лет;
· СМВТ, ДМВТ 1,5 лет;
· КВЧ с рождения;
· Ультрозвук с 2−х лет;
 · Ультрафиолетовые лучи, ингаляция, лазеры, парафин, озокерит с рождения;
· Грязелечение с 6 месячного возраста.
 
— Несет ли в себе физиотерапия профилактический характер?
- Да, это так называемая физиопрофилактика. Под этим термином понимают использование естественных и преформированных физических факторов в целях закаливания и укрепления здорового организма, восстановления нарушений реактивности и работоспособности у ослабленных и больных детей.
   Задача физиопрофилактики состоит также в предотвращении дальнейшего прогрессирования болезненного процесса при заболеваниях, склонных к хроническому течению, предупреждению рецидивов и осложнений. 
  Среди мероприятий профилактического характера одно из первых мест выдвигают использование природных факторов. Средствами закаливания являются воздух, вода и солнечные лучи. Физиопрофилактика включает различные формы примененияУФ-излучения,водолечение.
  Важное место в закаливании и всестороннем укреплении организма принадлежит физической культуре, спорту, туризму. Закаливание играет большую роль в предупреждении многих заболеваний, особенно связанных с фактором охлаждения, уменьшает частоту обострений хронических очагов инфекции, способствует воспитанию воли, устойчивости к физическому и умственному перенапряжению.
   К числу физиопрофилактических мероприятий относятся воздушные и солнечные ванны, обтирания, обливания, души, купания в реке, море, плавание в бассейнах, УФ-облучение.
  Закаливание надо начинать с первых недель жизни и систематически проводить его в дальнейшем, с возрастом меняют лишь формы и комплексы закаливающих процедур.
  Результаты не дадут себя ждать. Это улучшение общего состояния и самочувствия детей, уменьшение заболеваемости, благоприятная клиническая динамика у детей с хроническими заболеваниями.
 
 — Расскажите, пожалуйста, подробнее о трех стихиях закаливания – закаливании воздухом, водой и солнцем.  — Закаливание воздухом начинается со слабых мягкодействующих процедур, постепенно продолжительность воздушных ванн удлиняется с одновременным снижением температуры. Действие воздуха воспринимается нервными окончаниями кожных покровов и слизистых оболочек дыхательных путей.
   Характер влияния воздуха на организм определяется соотношением его качественных показателей: температуры, влажности, движения, давления, ионизации.
  Под влиянием низких температур происходит сокращение периферических кровеносных сосудов как защитная реакция организма против массовой отдачи тепла. Благодаря мышечным движениям сосуды вновь расширяются, вследствие чего теплоотдача увеличивается.
   Воздушные ванны можно условно разделить на:
 · теплые (30−20 С);
· прохладные (20−14 С);
· холодные (ниже 14 С).
  Очень хорошо воздушные ванны сочетать с физическими упражнениями, ритмической гимнастикой, бегом.
   Нельзя воздушные ванны принимать сразу после еды, при истощении и резкой слабости, во время острых инфекционных заболеваний.Солнечные лучи, прежде всего, ультрафиолетовые влияют на организм человека. Под их влиянием повышается тонус центральной нервной системы, улучшается барьерная функция кожи, активизируется деятельность желез внутренней секреции, улучшает обмен веществ и состав крови, в коже образуется витамин Д, который регулирует обмен веществ а организме. Все это положительно сказывается на работоспособности и общем настроении ребенка. Кроме того, солнечная радиация оказывает губительное действие на болезнетворные микробы.
   Солнечные лучи – сильнодействующее средство, которым нельзя злоупотреблять. Только постепенное привыкание к солнцу и разумная дозировка солнечной энергии способны укрепить организм и повысить его жизнедеятельность, учитывая противопоказания (туберкулез легких, острых воспалительных процессах, злокачественных образованиях и др.).
  Целесообразно начинать закаливание солнцем с первых теплых дней и продолжать его на протяжении всего лета. Если прием солнечных ванн начинается с запозданием – с середины лета, то их продолжительность следует увеличивать особенно осторожно.
   Водолечение применяют общие и местные водолечебные процедуры, которые индивидуально для каждого больного в зависимости от силы действующих в них раздражителей (температурного, механического, химического) проводят ежедневно, через день или 2 дня подряд с перерывом на 3−й день. Продолжительность процедуры и количество их на курс лечения также определяются методикой воздействия и общим состоянием больного. Все водолечебные процедуры врач строго дозирует, указывает температуру, давление воды, а при искусственных минеральных и газовых ваннах – степень минерализации (в весовых единицах) или насыщения газом.
  В лечебной практике используют и водные процедуры, при которых действие воды сочетаются с действием других физических факторов, что усиливает влияние ее на организм, обуславливая возможность воздействия на различные звенья патогенеза заболеваний (обливание с растиранием, вытяжение позвоночника в воде, подводныйдуш-массажи др.).
  Большое разнообразие общих и местных водолечебных процедур и реакции организма на их действие позволяют назначать их не только при хронических, но и при некоторых острых стадиях болезни.
— Насколько развита детская физиотерапия у нас в республике?
— Физиотерапия – это вспомогательная часть терапии. При правильном применении не дает побочных явлений, а наоборот повышает иммунитет и помогает вылечить и реабилитировать больного.
   В Республике Татарстан физиотерапия развита неплохо. Сами посудите, во всех детских поликлиниках и больницах города Казани и республики функционируют физиотерапевтические кабинеты. А в Детской городской больнице №1 и №7 и в Детской республиканской клинической больнице есть физиотерапевтические отделения. В ДРКБ применяются все методы физиотерапии, в 2006 года нам дали новое оборудование, взамен устаревшей.
    Итак, залог успеха в быстрейшем закаливании организма – применение комплекса физических методов. Желательно, чтобы это было удобно и безвредно для детского организма. Наши дети – это самое главное в нашей жизни и все лучшее для них.
Петько C.В.,
медсестра по физиотерапии
Категория: Статьи медработника | Добавил: Радуга (09.09.2014)
Просмотров: 1205 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Новости

Полезные сайты
  • Сайт для воспитателей детских садов
  • В помощь воспитателю
  • Все для детского сада
  • В помощь родителям и педагогам
  • Министерство образования и науки РФ

  • Теги