Самостоятельная
музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности,
как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя
– побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в
повседневной жизни детского сада.
Для
развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, в группе должны быть
оборудованы «музыкальные уголки», куда помещаются детские музыкальные
инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы, которые в последствии могут
быть обыграны воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка
танцует и др.) Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной
деятельности, педагог 1 раз в месяц должен обновлять пособия в «музыкальном
уголке», пополнять его новыми атрибутами и дидактическими играми.
Важной
ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей
является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным
самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых
условиях. При этом художественное оформление усиливает впечатления детей. Под
влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у
детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их
выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать
формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.
Создав таким образом в детском саду обстановку максимально
наполненную музыкальными интонациями, воспитатель сможет пробудить интерес и
любовь к музыке у детей, а также способствовать формированию и развитию
самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.
Рассмотрим различные виды музыкальной
деятельности детей в группе:
1.Игра
на детских музыкальных инструментах. Дети очень любят играть на металлофоне,
гармошке, баяне, бубне, барабане и других инструментах, они могут исполнять
попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и
исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Часто детей привлекает процесс
освоения нового инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те,
которые хорошо играют на этом инструменте, показывают приемы тем, кто еще не
умеет играть. Такую товарищескую помощь чаще всего можно наблюдать в старших и
подготовительных группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их
звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр»,
выбирают дирижера. Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей,
учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.
2.Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной
деятельности детей является музыкальная игра. Старшие дошкольники уже сами
создают условия, необходимые для данной игры. Игра может иметь развернутый
характер: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне
и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.). В других сюжетно -
ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям.
Например, играя в парад, мальчики поют «Барабан» М.Красева, барабанят и
маршируют, девочки, укладывая кукол, поют песню «Баю - баю» М.Красева. Песня
способствует более динамичному протеканию игры, организуют действия детей.
В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель
продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто что будет
делать), может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого
ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.
3.Музыкально - дидактические игры, используемые в
самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят способность к
восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото»,
«Догадайся кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови
песню по картинке» и др.
Для
обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков,
полученных на музыкальных занятиях воспитатель должен наполнять режимные
моменты звучанием известных детям классических произведений. Например, на утренней
гимнастике и во время физкультурных занятий (у малышей) воспитатель может
использовать следующие произведения: во время бега и ходьбы в быстром темпе,
галопе «Смелый наездник» Р.Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Хоровод гномов»
Ф. Листа, «Моя лошадка» А.Гречанинова и другие; во время легкого бега, бега
врассыпную, стайкой – «Мотылек» С. Майкапара, «Бабочки» Ф. Куперена, «Веселая
прогулка» Б. Чайковского; во время марша – «Шествие кузнечиков» С.Прокофьева,
марш из цикла «Детская музыка». Общеразвивающие упражнения может сопровождать
музыка И. Иорданского «Ладушки – ладушки», П.И.Чайковского «Новая кукла» и
другие.
На прогулке можете поиграть с детьми в игры, разученные на
музыкальных занятиях: танец – игра «Медведь», упражнение «Ежик и барабан»;
двигательное упражнение «Шла веселая собака», игра «Где спит рыбка?», песня
«Ай, туки – туки - туки», пальчиковые речевые игры.
Также
можно наполнить музыкой время утреннего приема детей и вечер, во время ухода
домой. Причем музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от
музыкальных интонаций в вечернее время. Утром - спокойная, светлая по характеру
музыка. Рекомендуется использовать произведения из альбомов фортепианных пьес
для детей П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М.
Майкапара и других. Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного
настроения с утра и на весь день.
Вечером же характер музыки должен быть более
подвижным. Это расположит детей к проявлению двигательной активности,
придумыванию образов и воплощению их в танце. Рекомендуется использовать
фрагменты симфонических произведений, написанных для детей «Детская симфония»
И.Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе и т.д.
Таким образом,
роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей
заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить
активность в различных видах муз. деятельности, создавая благоприятные
педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка,
развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель должен быть
тактичным, стать как бы соучастником детских игр.
Планируя
приемы руководства, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести
нового из оборудования для музыкальной деятельности дошкольников (инструменты,
пособия, самодеятельные игрушки), в каком порядке это целесообразно сделать, за
кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей, какому виду
деятельности отдают предпочтение дети и не односторонние ли их интересы.
В более
раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный.
В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог
должен использовать объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к
самостоятельным поисковым способам действий.
Метод
показа и подробное объяснение применяются при обучении детей исполнению
какого-либо элемента танца или певческой интонации. Хочется пожелать, чтобы
дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его
помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он
сумеет также действовать и вне занятий: организовывать музыкальные игры, по
собственному желанию петь, танцевать.
Повседневная
работа воспитателя с детьми, знание их интересов и способностей дает
возможность воспитателю выполнять задачу качественно и ответственно.
Самостоятельная
музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития
детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети
получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов
действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия,
ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со
своими интересами, желаниями, потребностями.
|