СЕГОДНЯ: Четверг 22.08.2019  Московское время:03:38                                                Приветствую Вас  Гость  Группа: Гости
Подписаться на новости "Радуги" 

Меню сайта

Эл.приемные
kemerov@rfdeti.ru - уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области
glasko@list.ru- государственная служба по надзору и контролю в сфере образования Кем.области
recep@info.kem.ru- департамент образования и науки Кемеровской области
departsite@mail.ru- управление образования Краснобродского городского округа
yszkrbr@mail.ru- социальная служба населения Краснобродского городского округа

Горячая линия
Детский телефон доверия   8-800-2000-122

Вход

Опрос
Информацию о детском саде Вы получаете:
Всего ответов: 39

Главная » Статьи » Статьи педагога ИЗО

Что мешает развитию творческих способностей детей? (рекомендации для педагогов)

Одной из основных задач изобразительной или художественно – творческой деятельности заключается в том, чтобы развивать творческие способности, представления и взгляды на мир; научить детей создавать своим руками лепные предметы, узоры, орнаменты; предоставить растущей личности возможность познать радость созидания, получить удовлетворение от своей деятельности. 

Осуществляя руководство творческой изобразительной деятельностью, необходимо помнить о её специфике – это не обычное учебное занятие, на котором дети просто чему – то учатся, что – то узнают, - это художественно- творческая деятельность, требующая  от ребёнка положительного  эмоционального отношения, желание создать художественное изображение, прикладывая не только усилия мысли, но и физические усилия. Без этого успех невозможен.

         Однако зачастую на практике специфика изобразительной деятельности игнорируется, сама художественно - творческая деятельность становится в ряд с другими занятиями, что приводит к формализации педагогического процесса.

         Зачастую педагог сам диктует детям, что и как изображать, не давая простора детской фантазии (будто это не творческая деятельность, а занятия по математике).

         Конечно образцы, схемы обязательно используются в декоративном рисовании и лепке. За образцы, как правило, принимаются предметы художественного народного искусства. Такой эталон не сковывает инициативу ребёнка и развивает не только эстетическое восприятие, но и развитие творческих способностей, формирует эстетическое представление.

         Дети очень любят сами, самостоятельно составлять узоры, орнаменты по типу той или иной народной декоративной игрушки, практически не отходя от основных эталонов, закономерностей построения этих узоров и орнаментов.

         Формализм  в руководстве творчеством детей видится и в том , что педагог не только не поощряет внесение ребёнком дополнений , обогащающих изображение, но и не разрешает это делать.

          Маленький художник стремиться передать в декоративной лепке и рисовании ещё и свои впечатления, своё отношение к декоративному искусству.

         Приступая к изображению предмета, ребёнок часто обнаруживает недостаточность своих знаний. Заметив его затруднения, педагог должен помочь маленькому художнику, предложив вновь взглянуть на предмет, уточнить его форму, величину и место расположения частей, активно включив в процесс познания. Позвольте ребёнку поближе подойти к народной декоративной игрушке, взять её в руки; примите участие в исследовании этой игрушки. Заинтересуйте ребёнка, снимите с него неуверенность, скованность, напряжение.

         Формализм, неправильная постановка обучения часто бывают связаны с непониманием педагогом в программах и методических рекомендациях обязательного, рекомендуемого и вариативного. Формализм в работе с детьми возникает и тогда, когда педагог не творчески, не критически, воспринимают опыт своих коллег и рекомендации, которые, как правило, имеют необязательный характер.            Одной из частых ошибок является недооценка возможностей детей и стремление педагога всё делать самостоятельно: приготовить всё и разложить на столах, опасаясь, что дети сделают  что – то не так. А ведь, включаясь в посильную подготовку, дети уже мысленно входят в творческую работу, начинают понимать , что им предстоит сделать: рисовать, лепить. Вот, казалось бы, такая незначительная деталь, как раскладывание материалов для рисования или лепки. Когда это делает воспитатель, ребёнок принимает положение листа на столе, как должное и не думает, почему его нужно класть именно так. Тем самым педагог фактически задаёт композицию рисунка, лишает детей возможности поразмышлять, как будет выглядеть творение.

         Совсем другое дело, когда самому ребёнку предлагают самому взять лист бумаги со стола педагога и решить, как его лучше положить, чтобы получилась изображаемая композиция. При этом целесообразно показать детям варианты композиционного решения на примере репродукций, художественных альбомов по декоративному творчеству, книжных иллюстраций, и даже рисунков их товарищей.

                  Для отработки способов изображения и выразительного применения различных материалов можно использовать образные игровые упражнения, например, раскрашивание с разным нажимом «перьев», из которых затем составляют хвост и крылья Синей птицы, Жар – птицы? Дымковского петуха: раскрашивание лепестков цветов декоративных композиций; раскрашивание бумажных силуэтов народных игрушек.

         Творчески работающий педагог может придумать и предложить детям разные игры – упражнения, в результате которых возникает выразительный образ, но прежде, чем предложить детям использование какого - то приёма, педагогу следует попробовать его самому. Постепенно в это придумывание следует включить детей.

         Нельзя выполнять работу за ребёнка. В этом случае у подопечного пропадает интерес и инициатива заниматься художественным творчеством.

         Если предметная среда имеет недостаточное оснащение необходимыми материалами, пособиями, то и это сыграет не лучшую роль в развитии творческой деятельности, творческих способностей детей. Необходимо создание художественно – эстетической среды. В её оформление активно привлекаются дети. Педагогу следует исключить формализм, шаблоны, сухость, излишний дидактизм. Педагог должен демонстрировать доверие к ребёнку, но и исключать излишнюю опёку. Ни в коем случае не нужно проявлять грубость, делать резкие замечания, обрывать ребёнка, т.к. это напрочь уничтожит в ребёнке всякий интерес к творчеству.

Развитию творческих способностей, активности, воображения,  способствует разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционного и привычного, поиск новых решений.

         Нельзя превращать занятия по декоративному творчеству в монотонные, однотипные, неэффективные будни. Полезно занятия проводить в нестандартных формах: игра, развлечение, праздник, театрализация и др., использовать любой творческий подход, включая новизну, необычность, неожиданность. Иначе у ребёнка исчезнет интерес к декоративному творчеству.

         Педагог не должен забывать, что каждый дошкольник заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности.

 

 Литература:

1.  Краснушкин, Е.В. Лепим вместе с детьми.  Для работы с детьми 4 – 7 лет. [Текст]/авт. составитель Е.В. Краснушкин. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 120с.

2. Народное искусство в воспитании дошкольников. [Текст]/авт.-составитель Т.С. Комарова. - Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 256с.

 

Красильникова М.Н.,

педагог дополнительного образования

Категория: Статьи педагога ИЗО | Добавил: Радуга (16.12.2014)
Просмотров: 1353 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Новости

Полезные сайты
  • Сайт для воспитателей детских садов
  • В помощь воспитателю
  • Все для детского сада
  • В помощь родителям и педагогам
  • Министерство образования и науки РФ

  • Теги