Филимоновская игрушка по своей яркости всегда доставляет радость детям.
Трудно рекомендовать перечень игрушек, так как любая из них может быть использована в работе с детьми подготовительной группы. Эта игрушка по сравнению с другими, пожалуй, самая условная как по форме, так и по росписи. И прежде, чем предлагать её детям, педагогу нужно подумать, как выделить особенности каждой игрушки.
Так рассматривая фигурку «Лиса с петухом», нужно отметить длинную, пластичную шею лисы с маленькой головкой, вытянутой мордой и острыми ушами. Окрашена лиса по-филимоновски – яркими полосами. Основной цвет окраски оранжевый. В передних лапах она держит зелёного петуха. Всё это воспринимается, как образы из русской сказки: «Кот, петух и лиса». Очень забавны образы игрушек «Кошка с котёнком», «Кот с гармошкой», «Конь с двумя наездниками», «Чудо-олень с ветвистыми рогами». Перед собой олень держит петуха, на спине у него курица, а на хвосте цыплёнок. Удивительная фантазия мастера захватывает дошкольника, он увлечённо рассматривает игрушку. Любопытна и «Дама с зонтиком». Зонтик сделан из расплющенного куска глины и мягкой проволоки, а укреплён он на подставке, которую дама держит в руке.
Каждую игрушку нужно рассматривать отдельно. Так, «Конь с двумя наездниками» требует особого внимания. Тут нужно рассмотреть коня, наездников, собачку в руках у одной из фигурок, птицу и зонтик у другой. Конь расписан красными полосами по жёлтому фону, а фигурки – одна в красном, а другая в зелёном наряде. У фигурок маленькие головки с удивительными головными уборами.
Среди филимоновской игрушки много и однофигурных скульптурок. В них так же подмечаются характерные особенности: короткие, толстые ноги, длинные, вытянутые шеи и маленькие головы у животных.
Первое знакомство с игрушкой можно провести в виде настольного театра, так как филимоновская игрушка по своей фантастичности и сказочности очень подходит для этого. Нужно подготовить красиво расписанную, в стили филимоновской росписи, сцену со шторой или створками, которая ставится на стол. Игрушка лежит в коробке, и дети их не видят. Педагог говорит, что из деревни Филимоново к ним приехали артисты и очень хотят с ними познакомиться. Штора отодвигается, окооёлочки стоит фигурка лисы. Детям предлагают о ней придумать рассказ. Воспитатель дополняет рассказ сведениями о мастерах, которые делают игрушки. Все вместе вспоминают сказку: «Кот, петух и лиса», штора задвигается, готовится новая игрушка. Для каждой игрушки свои декорации. Например, «Кошка с котёнком» - около сказочного домика, а «Конь с наездниками» - на фоне деревенской улицы. Мелкие игрушки: коровы, бараны, петушки и куры – объединяются на одной сцене. Воспитатель руководит рассказами детей и направляет их внимание на особый характер игрушек.
Предоставленные таким интересным образом филимоновские игрушки будят фантазию детей и развивают их воображение. Они по-новому подходят к созданию игрушек; такая деталь, как зонтик, в руках одной из фигурок, даёт возможность ребёнку использовать этот приём во время лепки других фигурок. Филимоновская игрушка помогает ребёнку понять, что можно очень простым способом вылепить много забавных предметов. Педагог, взяв за основу филимоновскую игрушку, вылепить для театра такие же красивые, забавные игрушки. Каждый должен выбрать предмет для изображения, вылепить его и расписать. Занятие начинается с того, что с детьми вновь рассматривают игрушки, останавливаясь лишь на их характерных особенностях и способах лепки.
Лепка по представлению в данном случае не проводится, так как в силу своей условности филимоновская игрушка трудна для этого вида работы. После того, как игрушки выполнены и пройдут необходимую обработку (обжиг, роспись), они могут занять своё место на сцене настольного театра и на выставках детских работ.
Литература: Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. М.,2012. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя /Под. ред. М.Б. Халезовой. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Красильникова М.Н.,
педагог дополнительного образования |