Беседу о каргопольской игрушке можно хорошо проводить в и скромность оформ сравнении с дымковской, что поможет детям лучше понять особенности каждого промысла. Дымковская игрушка статична, она как бы замерла в одном положении, а каргопольская динамична: старичок собирает грибы, рубит дрова или поит лошадь. Отличает каргопольскую игрушку и скромность оформления (без налепов и яркой росписи). После сравнения игрушек детям можно рассказать о том, что город Каргополь находится на севере, он окружён лесами, где много птиц, зверей в этом городе живут талантливые умельцы, которые в своих мастерских длинными зимними вечерами делают забавные игрушки. Способы выполнения каргопольских игрушек мало отличаются от тех, которые применяются в других промыслах.
Через несколько дней, после ознакомления с каргопольской игрушкой, дети под руководством педагога приступают к лепке глиняных изделий. Опыт лепки дымковской игрушки, как уже отмечалось, должен помочь детям под руководством взрослого разобраться в способах изображения, а так же понять особенности формы. Дети могут вылепить самые разнообразные фигурки: барыню, собачку, уточку, коня, старика с корзиной грибов. Динамика народной игрушки даёт возможность перейти к изображению фигурок с более сложными движениями. Так, от лепки танцующих фигурок можно перейти к изображению танцующих детей. Причём предварительно дети сами могут показать танцевальные движения.
Лепка собачки по игрушке даст возможность подвести детей к изображению щенка, которого они видели на прогулке. Каргопольская лошадка поможет в лепке коня.
Обучая детей по народной игрушке, важно научить их основам изображения, и если ребёнок понял, как изображается собака, то вылепить коня ему не трудно. Задача воспитателя – помочь разобраться в соотношении частей: голова относительно небольшая, шея короткая, высокие ноги и массивное туловище. Понять эти соотношения детям 5-6 лет ещё сложно. Особенно им трудно вылепить шею и голову в нужных пропорциях, поэтому удобнее всего лепить эти части из одного куска, а туловище и ноги из другого, т.е., так же, как это делают народные мастера. Ребёнок может лепить и по-своему. Но в конце занятия ему нужно сказать и показать, что есть другой способ изображения, и тоже очень хороший.
Литература: Богуславская И.Я. Каргопольская игрушка. Л.,2011. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя /Под. ред. М.Б. Халезовой. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Красильникова М.Н.,
педагог дополнительного образования |