В программе воспитания и обучения детей в детском саду предусматривается
воспитание детей в процессе знакомства с различными видами искусства; с
окружающей действительностью, воспитание у детей любви к прекрасному,
обогащение духовного мира, развитие воображения, чувств. Эстетическое
воспитание осуществляется как на занятиях, так и вне их.
Эстетические чувства, восприимчивость к прекрасному не только обогащает
жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и
поступки. Поэтому такое огромное значение имеет воспитание эстетической
восприимчивости во всестороннем развитии личности ребёнка.
В связи с этим первая задача семьи, если дело идёт об эстетическом
воспитании ребёнка, - это развитие у него эстетической восприимчивости ко всему окружающему.
Это вполне доступная задача. Даже самому маленькому ребёнку присущи
элементарные эстетические чувства. Он тянется к яркой нарядной игрушке, ощущает
удовольствие, слушая весёлую песенку. Как часто мы слышим от ребёнка
восторженные восклицания: «Посмотри, какой красивый цветок! Смотри, какая
красивая бабочка!» но мы, к сожалению, не всегда обращаем внимание на это.
Как и все способности, способность к эстетической восприимчивости у
ребёнка может быть развита, воспитана. Ребёнок, способный любоваться цветком,
бабочкой, сумеет более бережно подойти к ним, будет стараться не повредить им,
не сломать их. Уже на основе этой эстетической восприимчивости у ребёнка
развиваются эстетические чувства и отношения, которые являются необходимой
предпосылкой формирования активного гуманистического отношения к окружающему
миру.
Самое страшное в человеке, в ребёнке, в подростке – это безразличие,
равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам.
Как же можно и должно воспитывать способность к эстетической
восприимчивости у ребёнка к семье?
Большое значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности, умения
видеть, рассматривать, отдать себе посильный отчёт в увиденном.
Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления ребёнка о предметах,
способствуя эстетической восприимчивости. Обе стороны, познавательная и
эмоциональная, у ребёнка находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому развитие у
детей культуры видения, способности к наблюдению, к внимательному
рассматриванию окружающих его предметов и явлений является важнейшей стороной
воспитательной работы в семье.
Одно из наиболее эффективных средств в эстетическом воспитании –
системное поощрение ребёнка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных
особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с
другими, хорошо ему знакомыми предметами.
Любая экскурсия с детьми на природу, прогулки в город, в парк имеют
большое значение для ребёнка, но вопросы эстетического воспитания детей нередко
при этом забываются. Правильно делает мама, когда во время прогулки она
говорит: «Посмотри, какое красивое сегодня небо! Нежно-голубое, с лёгкими, как
бы танцующими облаками. Обрати внимание на листочки осины, осенью они, совсем
тёмно-красные, у берёзки золотистые. А у клёна особенно яркие, пёстрые, одни
жёлто-оранжевые, другие жёлто-зелёные. И как красивы все эти оттенки вместе в
осеннем лесу».
Надо обращать внимание детей на особенности и красоту отдельных зданий в
городе, на их различия, на яркость и праздничность оформления города восприятие
всего этого ребёнком, эстетические чувства, вызываемые окружающим, имеют
большое значение в пробуждении и укреплении любви ребёнка к родной природе, к
своему городу, к своей стране.
Эстетическую восприимчивость у ребёнка следует развивать, привлекая его
внимание к мелким повседневным явлениям, к привычным ему бытовым предметам. Так, например,
осознание, что чашка, которой он пользуется, красива по цвету и по узору,
заставляет бережнее к ней относиться. Это обязывает родителей внимательно выбирать
вещи, которыми ребёнок пользуется в повседневной жизни, избегать вещей
безвкусных по форме и украшению.
Большое значение для воспитания способности ребёнка эстетически
воспринимать окружающее имеет развитие у него активного выборочного отношения к
предметам и явлениям.
То, что он сам путём сравнения выбрал наиболее понравившуюся ему вещь из
нескольких аналогичных по содержанию и назначению вещей, заставляет ребёнка
мотивировать свой выбор, находить для этого соответствующие словесные
объяснения, что способствует активизации его эстетического отношению к
окружающему.
Большое значение в развитии эстетической восприимчивости детей имеет
образное хорошо найденное слово взрослого. Оно помогает детям понять, какие
качества, свойства предмета могут быть отнесены к положительной его эстетической оценке, т.е. делают его
красивыми. Красиво то, что величественно и стройно, что строго, просто, что
тщательно и любовно выполнено, что правдиво, красочно, точно и изящно по форме,
приятно по своим цветовым сочетаниям и т.д.
Большие возможности для развития художественно-эстетической
восприимчивости дают занятия по рисованию.
Очень важен с самого начала здоровый подход к изобразительной
деятельности ребёнка в семье. Не следует преувеличивать художественные
способности ребёнка, говоря при нём, что это будущий художник, но и нельзя
относиться небрежно, как к ненужному баловству, к его творчеству.
Рисуя, ребёнок не просто изображает те или другие предметы или явления,
но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому
процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой
оценке всегда большую роль имеют чувства ребёнка, в том числе и эстетические.
Стремясь передать это отношение, ребёнок ищет средства выражения, овладевая
карандашом и красками. Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое
вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых
маленьким рисовальщикам не требуется. Это, разумеется не так.
Самое главное – вовремя заметить эту тягу ребёнка к творчеству и
поддержать его. Это будет хорошим подспорьем в воспитательном процессе.
Воспитание живой эстетической восприимчивости ребёнка к окружающему и
необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое его поощрение,
наконец продуманная организация общения ребёнка с искусством – всё это доступно
семье. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития
формирующейся личности ребёнка.
Литература:
Перспективное планирование
воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под
редакцией Н.В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа /авт. –
составитель И.А. Осина [и др.] – Волгоград: Учитель, 2012. – 307с.
Краснушкин, Е.В. Изобразительное искусство для
дошкольников: натюрморт, пейзаж, портрет. Для работы с детьми 4 – 7 лет.
[Текст]/авт. составитель Е.В. Краснушкин. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. –
120с.
Халезова,
М.Б. Декоративная лепка в детском саду. Пособие для воспитателей . [Текст]/
авт. – составитель М.Б. Халезова. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 112 с.
Народное
искусство в воспитании дошкольников. [Текст]/авт.-составитель Т.С. Комарова
Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 256с.
Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду. [Текст]/ Г.С. Швайко. - Москва - Владос,
2000.-174с.
Штейне, Н.Ф. Занятия по изобразительной деятельности с
детьми 4 – 5 лет. Конспекты занятий. [Текст]/ авт. - составитель Н.Ф. Штейне. –
Волгоград: ИТД Корифей, 2012. – 128с.
Педагог дополнительного образования Красильникова М.Н. |