Как
слепить дымковскую глиняную игрушку – барыню.
Дымковскую барыньку лепят по частям. Для
этого нужно заготовить цилиндрик, который в нужных местах вытягивают, расширяют
или сужают, оттягивают выступающие детали. Приступая к выполнению барыньки,
сначала приступают к лепке юбки. Она будет выглядеть, как конус – широкий у
основания, пустотелый конус. На него насаживают торс, оттягивают шею и
закрепляют шарик – голову, к плечам прикрепляют руки – колбаски и закрепляют их
у талии. Затем игрушку наряжают: на голове кудри, шляпа с гладкими или
оборчатыми полями, капор, кокошник; плечи покрывает пелерина, пышные рукава; по
низу юбки оборка; в руках сумочка, муфта, собачка. Игрушку сушат или обжигают в
муфельной печи, после чего её покрывают грунтовкой – смесью белой гуаши с клеем
ПВА.
Грунтованная
игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций
полос, клеток, кругов, круглых пятен.
Обычно роспись
строится по такой схеме: у человечков на лице с чуть выпуклым носом – круглые
красные щёки и рот, чёрные дуги бровей над точками глаз, чёрные или коричневые
волосы.
Характерные
цвета одежды – жёлтый, синий, зелёный, красный, малиновый, чёрный. Как слепить дымковскую
лошадку.
Начать нужно лепку с большой колбаски, надрезаем её с двух
сторон. Формуем лошадке ноги.
Налепляем на заготовку
туловища голову и шею.
Делаем конусообразные уши и крученым жгутом – гриву и хвост.
Лошадка готова. Как слепить петушка
или индюка. Основу игрушки лепим в виде овала,
формируем ноги. Выполняем хвост. Из большого комка глины
катаем шар и затем расплющиваем его в лепёшку, толщина которой около 1 см.
примазываем хвост – лепёшку к туловищу. Из двух овальных лепёшек делаем крылья,
тщательно примазываем их к туловищу сначала снизу, затем сверху.Делаем детали: гребень, бородку из «капелек»
глины, начиная с нижнего ряда, постепенно подходя к клюву. Оформляем оборками крылья и хвост.
Промысел лепки дымковских игрушек возник
давно в слободе Дымково, близко к городу Вятки. Там отличные глины и речной
песок, пригодные для керамического промысла. Игрушку в те давние времена лепили
и раскрашивали только женщины и дети. Каких только игрушек не лепили мастерицы:
в пёстрых юбках барыни, бравые кавалеры, важные петухи и индюки, водоноски,
кормилицы, няни, женихи и невесты, бараны, кони, коровы, птички, весёлые
карусели...
Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят её мелом, разведённым на
молоке, и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе или квасе. А в
росписи и в лепке для народной мастерицы не было ограничений. У её индюка хвост
был похож на подушечку с фестонами, на козлике – штанишки с кружевами. В таких
изделиях фантазия крепко переплеталась с реальностью. И в любой игрушке всегда
соблюдались и по ныне соблюдаются требования, которые налагают на неё материал,
форма и закон взаимодействия цветов. В остальном же выдумке нет границ.
При всей своей наивности и условности дымковская игрушка очень выразительна.
Круглоголовые, осанистые, с чувством собственного достоинства, фигурки забавно
передают праздность нарядной барыни или величественность не менее нарядной
кормилицы в кокошнике и оборчатом переднике.
Кавалеры - скромнее: это обычно
более мелкие фигурки, неотъемлемые от коня – свистульки. Выразительность,
боевой задор свистулек – козлов, коньков, баранов, уток – достигаются
простейшими приёмами: лепкой лихо вскинутой головы и широко расставленных
ножек.
|