СЕГОДНЯ: Пятница 23.08.2019  Московское время:18:51                                                Приветствую Вас  Гость  Группа: Гости
Подписаться на новости "Радуги" 

Меню сайта

Эл.приемные
kemerov@rfdeti.ru - уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области
glasko@list.ru- государственная служба по надзору и контролю в сфере образования Кем.области
recep@info.kem.ru- департамент образования и науки Кемеровской области
departsite@mail.ru- управление образования Краснобродского городского округа
yszkrbr@mail.ru- социальная служба населения Краснобродского городского округа

Горячая линия
Детский телефон доверия   8-800-2000-122

Вход

Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством образовательного процесса в детском саду?
Всего ответов: 47

Главная » Статьи » Статьи педагога ИЗО

Народная дымковская глиняная игрушка в подготовительной к школе группе
В подготовительной группе, так же как и в старшей, народная игрушка для начала может быть представлена дымковской игрушкой. Внимание детей направляется на пластику формы, плавность перехода от одной формы в другую и на то, как своеобразно украшены фигуры налепами и росписью. Более тщательно дети рассматривают оборки у кукол, причёски и головные уборы, думают над тем, как сделан хвост у петуха, грива и хвост у коня.
  Для того чтобы дети ярче воспринимали игрушки, лучше запомнили их выразительные особенности, можно сделать красивую выставку и сказать, что мастера из города Кирова прислали в подарок игрушки и просят ребят сочинить про каждую игрушку сказку или интересный рассказ. Способы преподнесения игрушек могут быть самыми разнообразными, и воспитатель, хорошо зная детей группы, должен творчески подойти к проведению такого занятия. Поощряя их к рассказам об игрушках, воспитатель должен быть первым рассказчиком, т.к. он даёт образец рассказа. Потом рассказывают дети, желательно записать их рассказы.
Для подобного занятия хорошо подобрать однофигурные игрушки и композиции из 2 – 3 предметов: (например, «Емеля на печи», «Курица с цыплятами»). Но если таких игрушек в детском саду не окажется, то в дополнение к выставке можно использовать иллюстрации из книг или открытки с изображением этих игрушек.
  Процесс лепки фигурки с детьми 6- 7 лет такой же, как у дымковских мастериц, т.е. из лентообразной формы – пластины лепят юбку в виде полого колокола, а верхнюю часть куклы (голову, шею и кофту) – из одного куска глины. Руки и детали изображают отдельно и прикрепляют к поверхности фигуры. Такую полую игрушку легче делать, она быстрее сохнет, а во время росписи её удобно держать в руках. Детям нравится, что они лепят, как народные мастера. Они стараются сделать свою работу похожей нате образцы, которые им показывают. Когда работа обожжена или хорошо высушена, её грунтуют эмульсионными белилами или белой гуашью.
  Следующий этап роспись куклы. Расписывать можно непосредственно по образцу тех кукол, которые есть в детском саду, или можно окрасить фигурку по собственному замыслу.
  Лепка дымковской игрушки проводится с натуры, после анализа формы, пропорций и деталей. Рассматривая игрушку, воспитатель направляет внимание детей на раскрытие содержания образа, его выразительность. Например, предлагая вылепить куклу-водоноску, надо рассказать, что изображает фигурка, спросить детей, все ли видели, как носят воду на коромыслах. Обратить внимание на красоту и стройность всей фигурки, рассмотреть положение рук, детали одежды, забавно раскачивающиеся вёдра на коромысле.
  Анализ игрушки может быть проведён за несколько дней до занятия и в его начале. На занятии натура (дымковская кукла) ставится перед каждым рядом столов на уровне глаз детей и время от времени поворачивается так, чтобы они воспринимать её со всех сторон. Каждый раз, показав другую сторону игрушки, воспитатель возвращает её в прежнее положение.
  В качестве натуры всегда используются дымковские игрушки, т.е. подлинные произведения народных умельцев.
  Все дымковские игрушки однообразны по способу изображения. Так козлы, кони, бараны, олени, медведи изображаются одним способом: туловище и ноги лепят из одного куска. Однотипно изображаются птицы. Поэтому показ приёмов лепки демонстрируется лишь тогда, когда дети впервые лепят игрушку. Достаточно показать детям, как лепить козла, и затем объяснить им, что конь, медведь, барашек выполняются тем же способом. Однако частое использование однотипной народной игрушки может привести к тому, что и работы детей будут однотипны по форме и способу лепки. Например, после того как дети вылепили петуха по народной игрушке, все прочие птицы могут быть сделаны по этому же принципу. И если предложить детям вылепить сказочную птицу и не подкрепить их опыт знанием других объектов, не относящихся к дымковской игрушке, дети опять будут лепить петуха. Это говорит о том, что знакомя детей с дымковской игрушкой, следует подбирать её так, чтобы изображение, например птиц, было по возможности в нескольких вариантах: петухи с разными хвостами, индюки большие и маленькие, куры, утки. Подобный подбор предметов даст возможность показать детям многообразие форм, пропорций, росписей и способов лепки. Кроме того, использование народной игрушки возможно лишь на основе подкрепления опыта детей игрушками и скульптурами малой формы, не относящимися к народным промыслам, иллюстрациями из книг, картинками, а так же наблюдениями живых объектов.
 
Литература: Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. Л.,2011. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. М.,2012. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя /Под. ред. М.Б. Халезовой. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
 
Красильникова М.Н.,
педагог дополнительного образования
Категория: Статьи педагога ИЗО | Добавил: Радуга (16.09.2014)
Просмотров: 1209 | Теги: лепка в детском саду, дымковская игрушка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Новости

Полезные сайты
  • Сайт для воспитателей детских садов
  • В помощь воспитателю
  • Все для детского сада
  • В помощь родителям и педагогам
  • Министерство образования и науки РФ

  • Теги