СЕГОДНЯ: Четверг 22.08.2019  Московское время:03:47                                                Приветствую Вас  Гость  Группа: Гости
Подписаться на новости "Радуги" 

Меню сайта

Эл.приемные
kemerov@rfdeti.ru - уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области
glasko@list.ru- государственная служба по надзору и контролю в сфере образования Кем.области
recep@info.kem.ru- департамент образования и науки Кемеровской области
departsite@mail.ru- управление образования Краснобродского городского округа
yszkrbr@mail.ru- социальная служба населения Краснобродского городского округа

Горячая линия
Детский телефон доверия   8-800-2000-122

Вход

Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством образовательного процесса в детском саду?
Всего ответов: 47

Главная » Статьи » Статьи педагога ИЗО

Народная каргопольская глиняная игрушка в подготовительной к школе группе
Знакомство детей с каргопольской игрушкой можно провести в тех же формах, что и в старшей группе, или объединить с музыкальными занятиями (как тематическое занятие по народной игрушке), или организовать вечер развлечений. Каргопольская игрушка скромна по росписи, а музыкальное и литературное сопровождение поможет воспринять её более ярко. К подобным вечерам педагоги разучивают вместе с детьми стихи, потешки, рассказы об игрушках. Соответствующим образом украшают зал. На центральной его стене укрепляют панно с изображением глиняных коньков, козлов и уточек. Рядом на столах помещаются народные игрушки. Для того чтобы создать впечатление лесного края, откуда «пришли игрушки», в простенках между окнами вывешиваются нарисованные ели, берёзки, а под ними разные грибы.
  В оформлении зала, в подготовке элементов костюмов принимают участие и сами дети. Они расписывают орнаментом небольшие полосы бумаги, которые прикрепляются к платьям и рубашкам. Красят картонные ёлки, грибы. Такое сотрудничество взрослых и детей ведёт к тому, что все увлекаются подготовкой к развлечению. Дети выполняют задание, ждут с нетерпение начала развлечения как большого события и запоминают его надолго.
Вечер начинается с того, что дети входят в зал под спокойную народную музыку, рассматривают выставку игрушек, где экскурсоводом может быть ребёнок школьного возраста или сам педагог.. все садятся на стулья, а экскурсовод рассказывает о мастерах каргопольской игрушки. Детям говорят о том, что Архангельская область знаменита не только лепкой игрушек, но и тем, что там сочиняют песни, потешки, загадки. Следуя сценарию, дети читают стихи, отгадывают загадки. Водят хороводы и поют песни. В концерте могут принимать участие и взрослые. Воспитатель может рассказать сказку, музыкальный руководитель спеть народную песню. Заканчивается вечер хороводом или подвижной общей игрой.
  Выставка игрушки переносится в групповую комнату, чтобы дети могли внимательно её рассмотреть. На отдельных игрушках хорошо остановиться более подробно: уточнить их содержание, выделить выразительные стороны. Например детям будет интересно узнать, что изображает фигура «Сеятель». Сеятель идёт по полю и одной рукой держит лукошко, а другой разбрасывает зёрна ржи. Нужно обязательно объяснить, что так сеяли зерно очень давно, когда не было ещё специальных машин сеялок. Теперь такие машины быстро засевают огромные поля, а игрушка напоминает о том, как это было раньше.
  После подготовительной работы можно предложить лепку каргопольской игрушки. Это может быть лепка по представлению или с натуры. Лепка по представлению по мотивам народного творчества даёт возможность творческих проявлений детей. Нужно вспомнить игрушки, мысленно выбрать объект для изображения, отобрать способы лепки и вести работу так, чтобы она была в стиле кагопольской игрушки. Лепка по непосредственному восприятию требует более точного отношения к форме, пропорциям и способам изображения.
  В начале занятия воспитатель ставит игрушки перед каждым рядом столов на подставку с поворотным кругом. Игрушки могут быть разные, но одного уровня сложности изображения. Воспитатель, поворачивая круг, показывает игрушку со всех сторон и вместе с детьми выясняет его особенности. Далее он говорит, что каждый может, если ему необходимо, подойти и рассмотреть изделие поближе. Путём вопросов воспитатель уточняет способы изображения предметов, и дети начинают работу.
  Показывать способы лепки не следует, так как у детей уже есть определённый объём знаний и умений. Важно, чтобы они сами, глядя на игрушку, нашли нужный способ лепки. Воспитатель следит за ходом работы и помогает тем, кому она трудно даётся.
  Для лепки детям лучше всего предложить композиции: «старик поит коня», «Мужик-сеятель», «Танцующие пары». Ребёнок 6-7 лет более осознанно относится к изображению формы и характера действия, а поэтому внимание каждого направляется на характерные особенности фигурок. Если дети получили соответствующую подготовку, то они справятся с заданием.
  Выполненные игрушки хорошо отглаживаются влажной тряпочкой, высушиваются, обжигаются в муфельной печи и раскрашиваются гуашью. Затем устраивается ярмарка игрушек, выставка для родителей.
 
Литература: Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. М.,2012. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя /Под. ред. М.Б. Халезовой. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
 
Красильникова М.Н.,
педагог дополнительного образования
Категория: Статьи педагога ИЗО | Добавил: Радуга (16.09.2014)
Просмотров: 898 | Теги: каргопольская игрушка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Новости

Полезные сайты
  • Сайт для воспитателей детских садов
  • В помощь воспитателю
  • Все для детского сада
  • В помощь родителям и педагогам
  • Министерство образования и науки РФ

  • Теги