Все виды и жанры изобразительного искусства
непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Главным предметом в
искусстве всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир,
характер, настроение, строй его мыслей, чувств, словом, - всё богатство
личности в различных её проявлениях.
Слово «живопись» образовано от слов «живо» и
«писать».
«Живо писать, - объясняет В.И. Даль, - изображать,
верно и живо кистью, словом, пером».
Одним из жанров живописи, посвящённых изображению
определённого, конкретного лица, является портрет. Основное качество портрета –
сходство с оригиналом – обеспечивается прежде всего точным изображением внешнего
облика человека. Однако одного внешнего сходства мало, поскольку подлинная
глубина портрета заключается в раскрытии психологического мира человека.
Наблюдательный глаз художника-портретиста
в мимике лица, выражении глаз, жестах и позе; манере ходить, сидеть,
одеваться, окружающей обстановке - видит проявление тех черт характера,
привычек, переживаний, настроений или чувств, т.е. внутреннего состояния
человека. Портрет несёт различную смысловую нагрузку. Художник, изображая
человека, дорогого ему и ценимого им, стремится, прежде всего, открыть то
хорошее, за что любит его.
В портрете с исключительной полнотой можно выразить
самое трудное, самое ответственное для всякого искусства – внутренний мир,
внутреннее состояние или, как говорят, душу человека, его дела, мысли и
желания.
Портрет
– это познание человека. Существует множество мнений по поводу того, что такое портрет. Портрет –
это рассказ о нас самих, о душе человека.
Возможности портрета велики, богаты и многообразны. В
области портретного жанра можно говорить о портретных изображениях –
психологических характеристиках, портретах обстановочных, - портретах –
картинах, портретах – исторических личностей, портретах мирового типажа.
В движениях и
поворотах человеческого тела проявляются различные черты характера. Поэтому
художник всегда ищет такое положение портретируемого, выражение его лица и
жестов, в которых наиболее полно запечатлелись бы его типичные черты. Портрет
показывает конкретного человека с присущими ему особенностями и через них отражает
время, эпоху, переживания, искания и мечты людей, а вместе с этим и идеалы
самого художника, его отношение к изображаемому. И всегда художник – портретист
добивается этого благодаря художественно – выразительным средствам. К ним
относится цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты.
Цвет –
главное выразительное и изобразительное средство живописи, обладает тоном,
насыщенностью и светлотой; он как бы сплавляет в целое всё характерное в
предмете: и то, что можно изобразить линией, и то, что ей недоступно. Цвет сам
по себе воспринимается эмоционально, а взятый как характерные признаки предмета
становится «опредмеченным», способным чрезвычайно сильно воздействовать на
человека и вызвать у него не только общие, но и конкретные ассоциации и чувства.
В живописи линии, мазки и пятна цветные. Они передают
цвет источника света через блики и ярко
освещённые поверхности, лепят объёмную форму предметным, локальным цветом, и
цветом, отражённым средой, устанавливают пространственные отношения и глубину, изображают
фигуру и материальность предметов. Разноцветные мазки, ложась один за другим и
изменяя свой оттенок, изображают вибрирующую поверхность.
Тонкость соотношения формы и содержания портрета –
особенность работы над ним. Понятия образности и единства формы и содержания не
являются точным повторением, идеальным отражением друг друга. Элемент
условности и определённости символики может отличать их. Но при этом важно
определить степень этой условности и её необходимости. Превышение меры
условности может привести к потере содержательности элементов, выразительности
воспринимаемого образа человека.
Другая особенность взаимосвязи формы и содержания в
портрете – это правильно найденная образная характеристика. Только тогда
возможны поиски той неповторимой формы исполнения, способной сформировать
содержательный художественный образ в рисунке портрета, когда сложился альянс
художника и модели.
Специфику рисунка портрета надо видеть (искать) не
только в главных критериях выразительности, и содержания рисунка: единстве
формы и содержания, сходстве, типизации и обобщении образа, но и в особенности
техники исполнения, точнее, в подчинении её художественно- образной концепции
портрета.
Художник
– портретист должен обладать обострённым чувством пропорции.
Основой реалистического рисунка является живое
непосредственное наблюдение, работа с натуры, т.е. отражение именно тех
соотношений размеров, которые свойственны конкретному человеку.
Искусство портрета от начала до конца сугубо
творческий процесс. В этом жанре рисунка без идеи портрета, задуманного
изобразительного образа, без убедительной композиции, передачи своего
отношения, чувств и мыслей – работа просто невозможна.
Изображения человека – это жанр, в котором часто с особой яркостью и
полнотой проявляются индивидуальные стороны творчества художника.
Используемая литература:
Казакова Р.Г. Смотрим и рисуем мультфильмы.
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
Чумичева Р.М. взаимодействие искусств в развитии
личности старшего дошкольника: Ростов н/Д., 2012.
Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. М.,
2008.
Красильникова М.Н.,
педагог дополнительного образования |