СЕГОДНЯ: Четверг 22.08.2019  Московское время:04:07                                                Приветствую Вас  Гость  Группа: Гости
Подписаться на новости "Радуги" 

Меню сайта

Эл.приемные
kemerov@rfdeti.ru - уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области
glasko@list.ru- государственная служба по надзору и контролю в сфере образования Кем.области
recep@info.kem.ru- департамент образования и науки Кемеровской области
departsite@mail.ru- управление образования Краснобродского городского округа
yszkrbr@mail.ru- социальная служба населения Краснобродского городского округа

Горячая линия
Детский телефон доверия   8-800-2000-122

Вход

Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством образовательного процесса в детском саду?
Всего ответов: 47

Главная » Статьи » Статьи педагога ИЗО

Рекомендации по использованию художественных средств портретного жанра в развитии детского изобразительного творчества

Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Главным предметом в искусстве всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей, чувств, словом, - всё богатство личности в различных её проявлениях.

Слово «живопись» образовано от слов «живо» и «писать».

«Живо писать, - объясняет В.И. Даль, - изображать, верно и живо кистью, словом, пером».

Одним из жанров живописи, посвящённых изображению определённого, конкретного лица, является портрет. Основное качество портрета – сходство с оригиналом – обеспечивается прежде всего точным изображением внешнего облика человека. Однако одного внешнего сходства мало, поскольку подлинная глубина портрета заключается в раскрытии психологического мира человека. Наблюдательный глаз художника-портретиста  в мимике лица, выражении глаз, жестах и позе; манере ходить, сидеть, одеваться, окружающей обстановке - видит проявление тех черт характера, привычек, переживаний, настроений или чувств, т.е. внутреннего состояния человека. Портрет несёт различную смысловую нагрузку. Художник, изображая человека, дорогого ему и ценимого им, стремится, прежде всего, открыть то хорошее, за что любит его.

В портрете с исключительной полнотой можно выразить самое трудное, самое ответственное для всякого искусства – внутренний мир, внутреннее состояние или, как говорят, душу человека, его дела, мысли и желания.

Портрет – это познание человека. Существует множество мнений  по поводу того, что такое портрет. Портрет – это рассказ о нас самих, о душе человека.

Возможности портрета велики, богаты и многообразны. В области портретного жанра можно говорить о портретных изображениях – психологических характеристиках, портретах обстановочных, - портретах – картинах, портретах – исторических личностей, портретах мирового типажа.

 В движениях и поворотах человеческого тела проявляются различные черты характера. Поэтому художник всегда ищет такое положение портретируемого, выражение его лица и жестов, в которых наиболее полно запечатлелись бы его типичные черты. Портрет показывает конкретного человека с присущими ему особенностями и через них отражает время, эпоху, переживания, искания и мечты людей, а вместе с этим и идеалы самого художника, его отношение к изображаемому. И всегда художник – портретист добивается этого благодаря художественно – выразительным средствам. К ним относится цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты.

Цвет – главное выразительное и изобразительное средство живописи, обладает тоном, насыщенностью и светлотой; он как бы сплавляет в целое всё характерное в предмете: и то, что можно изобразить линией, и то, что ей недоступно. Цвет сам по себе воспринимается эмоционально, а взятый как характерные признаки предмета становится «опредмеченным», способным чрезвычайно сильно воздействовать на человека и вызвать у него не только общие, но и конкретные ассоциации и чувства.

В живописи линии, мазки и пятна цветные. Они передают цвет источника света через блики  и ярко освещённые поверхности, лепят объёмную форму предметным, локальным цветом, и цветом, отражённым средой, устанавливают пространственные отношения и глубину, изображают фигуру и материальность предметов. Разноцветные мазки, ложась один за другим и изменяя свой оттенок, изображают вибрирующую поверхность.

Тонкость соотношения формы и содержания портрета – особенность работы над ним. Понятия образности и единства формы и содержания не являются точным повторением, идеальным отражением друг друга. Элемент условности и определённости символики может отличать их. Но при этом важно определить степень этой условности и её необходимости. Превышение меры условности может привести к потере содержательности элементов, выразительности воспринимаемого образа человека.

Другая особенность взаимосвязи формы и содержания в портрете – это правильно найденная образная характеристика. Только тогда возможны поиски той неповторимой формы исполнения, способной сформировать содержательный художественный образ в рисунке портрета, когда сложился альянс художника и модели.

Специфику рисунка портрета надо видеть (искать) не только в главных критериях выразительности, и содержания рисунка: единстве формы и содержания, сходстве, типизации и обобщении образа, но и в особенности техники исполнения, точнее, в подчинении её художественно- образной концепции портрета.

Художник – портретист должен обладать обострённым чувством пропорции.

Основой реалистического рисунка является живое непосредственное наблюдение, работа с натуры, т.е. отражение именно тех соотношений размеров, которые свойственны конкретному человеку.

Искусство портрета от начала до конца сугубо творческий процесс. В этом жанре рисунка без идеи портрета, задуманного изобразительного образа, без убедительной композиции, передачи своего отношения, чувств и мыслей – работа просто невозможна.

Изображения человека – это жанр, в котором часто с особой яркостью и полнотой проявляются индивидуальные стороны творчества художника.   

Используемая литература: 

Казакова Р.Г. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

Чумичева Р.М. взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника: Ростов н/Д., 2012.

Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. М., 2008.

 

Красильникова М.Н.,

 педагог дополнительного образования

Категория: Статьи педагога ИЗО | Добавил: Радуга (16.12.2014)
Просмотров: 363 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Новости

Полезные сайты
  • Сайт для воспитателей детских садов
  • В помощь воспитателю
  • Все для детского сада
  • В помощь родителям и педагогам
  • Министерство образования и науки РФ

  • Теги