Цель: познакомить с простыми элементами
дымковской росписи; расширить кругозор посредством ознакомления с дымковской
игрушкой, народным декоративным керамическим промыслом дымковских мастеров.
Народное
прикладное искусство, и в том числе дымковская игрушка, имеют большое значение
для развития эстетического художественного вкуса у детей, помогают ближе понять
культуру своего народа, его традиции, нравы, обычаи.
Ласково и нежно называют эту игрушку –
дымка. Все игрушки очень весёлые, жизнерадостные и выполнены порой с большим
юмором.
Происхождение этой игрушки известно
многим. С высокого берега Вятки, на котором стоит город Киров, видно село
Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, село
будто в дыму, в дымке. Здесь, в далёкую старину и зародилась эта игрушка.
Художники никогда не вычёркивают
заранее чётких контуров в узорах. Если посмотреть на узор, он необычайно прост:
кружочки, прямые и волнистые линии, полоски, клеточки, пятна, точки-горошины…
зато краски яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие. Даже
доработка мелких деталей, где нужна очень тонкая дорисовка, тонкая линия-штрих,
делается мягкой кистью, то есть кистевым приёмом. Обратите внимание, что основа
росписи – круги, на которых расположены мелкие элементы.
Вы, конечно, знаете, что кисть нужно
держать тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги. Широкие линии
проводят всей кистью, а тонкие линии, точки и клеточки – концом кисти.
Иногда дымковские мастера пользуются
«тычком» ( вата, навёрнутая на палочку или спичку, бумага свёрнутая в
трубочку). Эти нехитрые приспособления не только во много раз ускоряют создание
узора, но и улучшают его качество. Таким образом, они получаются быстро и
одинаково.
Попробуйте вместе с детьми нарисовать
простые, но очень красивые узоры. Детям очень нравится создавать красивые
изображения своими руками.
Литература:
1. Казакова
Т.Г. Развитие у дошкольников творчества [Текст]/Т.Г. Казакова. – М.:
Просвещение, 2007.
2. Яркие узоры:
для дошкольного возраста [Текст]. – М.: Малыш, 2007.
Красильникова М.Н.,
педагог дополнительного образования |