СЕГОДНЯ: Пятница 23.08.2019  Московское время:18:49                                                Приветствую Вас  Гость  Группа: Гости
Подписаться на новости "Радуги" 

Меню сайта

Эл.приемные
kemerov@rfdeti.ru - уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области
glasko@list.ru- государственная служба по надзору и контролю в сфере образования Кем.области
recep@info.kem.ru- департамент образования и науки Кемеровской области
departsite@mail.ru- управление образования Краснобродского городского округа
yszkrbr@mail.ru- социальная служба населения Краснобродского городского округа

Горячая линия
Детский телефон доверия   8-800-2000-122

Вход

Опрос
Информацию о детском саде Вы получаете:
Всего ответов: 39

Главная » Статьи » Статьи педагога ИЗО

Тематический вечер, как форма взаимодействия педагогов с родителями (Рекомендации для педагогов)

Развитие индивидуальности каждого ребенка, независимо от художественных способностей, есть главный путь развития творчества в изобразительной деятельности. Уважительное отношение взрослых к сложному внутреннему миру маленького человека создает благоприятную эмоциональную сферу, в которой ребенок сможет, открыто высказывать свои впечатления, переживания.

Таким образом, вводить детей в "большое искусство” следует как можно раньше, создавая предпосылку для "самостоятельного вхождения.”

Тематический вечер как массовое мероприятие достаточно широк по своей тематике и формам. Организация тематического вечера - дело творческое и сложное.

Организуя тематический вечер, педагог должен проявить максимум изобретательности и выдумки, позаботиться, чтобы вечер был обличен в яркую эмоциональную форму, чтобы тема была актуальна, важна, интересна и близка для детей и их родителей.

Тематический вечер, несёт раскрепощение, сброс отрицательной энергии, заражение добрым настроением, возможность проявления индивидуальных способностей.

         Тематический вечер посвящёнопределённой теме, которая строится по определенной программе в рамках одного вечера. Это коллективное действие педагогов, детей и их родителей, способствующее удовлетворению и развитию потребности их в общении, в информации об интересующей теме, в овладении способами деятельности и разностороннем участии в ней.

Закон соразмерности при работе над материалом тематического вечера базируется на неограниченных возможностях при поиске материала. Событие, его масштаб и содержательная направленность определяют "границы" отбора материала. Изучая проблему, творческая группа из массы материала отбирает только тот, который в большей степени отвечает его творческому замыслу.

Содержанием тематического вечера может быть любая тематика выбранная педагогом совместно с родителями. В задачах тематического вечера всегда присутствуют две важнейшие линии - информационно-логическая и эмоционально-образная. Однако, обязательно присутствуя на любом вечере, эти две линии могут быть не слиты органически в единое целое, а прослеживаться в отдельных его частях. В торжественной или деловой части может быть сосредоточена, вся новая информация, а в художественной и массовой человек получит возможность отдохнуть, встретиться с героями любимых произведений искусства.

Практика проведения творческого тематического вечера показывает, что тематические вечера играют важную роль в решении следующих основных задач:

- воспитание нравственных качеств личности;

- формирование эстетического отношения к художественному творчеству;

- воспитание активности, самостоятельности, инициативы, желание создавать прекрасное своими руками, уважение к профессии художника, мастерам художественного промысла, скульптора, дизайнера и т.д.

- стимулирование всестороннего развития личности ребёнка.

Решению этих задач соответствуют и основные направления тематики вечеров:

 -вечера, посвященные творчеству художника, скульптора, мастера промысла;

- вечера посвящённые декоративно - прикладному творчеству, например «Сказочная дымка», «Филимоновские свистульки», «Что за праздник «Свистопляска?», «В городе мастеров» и т.д.

-вечера, посвященные выдающимся достижениям современных декоративно-прикладных технологий, пропаганде творческого опыта среди родителей;

-вечера, посвященные народным традициям народов России идр.

В основе тематического вечера должен лежать сценарий, т.е. подробная творческая разработка содержания тематического вечера, в которой в строгой последовательности излагаются отдельные элементы действия, раскрывается тема, показаны авторские переходы от одной части действия к другой, приводится примерное направление всех выступлений, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них, предусматриваются средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование помещений.

Поиски яркого, интересного сюжета - неотъемлемая часть работы над сценарием тематического вечера, важное требование к разработке тематического вечера.

Разработка тематического вечера начинается с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко осмысленные (группой разработчиков) отдельные факты или целые явления обсуждаемой темы.

Именно замысел становится движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несет в себе логику будущего мероприятия.

Важность поднятой темы, ее актуальность - методическое требование к организации тематического театрализованного вечера.

Определенность и ясность выбранной темы тематического вечера неразрывно связаны с идеей, постановкой проблемы, требующей ответа на вопрос "что я хочу сказать зрителям?" Какое отношение у него (зрителя) сформируется от увиденного и услышанного, то есть, ради чего и с какой целью раскрывается автором тема и каково будет ее воздействие на зрителя?

Поиски яркого, интересного сюжета - неотъемлемая часть работы над мероприятием.Любое театрализованное представление складывается из многих элементов: из отдельных эпизодов, событий, блоков, отдельных песен, стихов, танцев и многих других единиц сценической информации; из отдельных смыслов, наслаивающихся друг на друга в процессе развития действия и т.д. Важный аспект представления - взаимоотношения исполнителей представления и зрительного зала, которые организуются по принципу эстрадности (прямое взаимодействие со зрителем и вовлечение его в действие).

Темп - степень скорости исполняемого действия.

Ритм - интенсивность действия, пульс переживаний в котором осуществляется действие.

Тематический творческий вечер рождает у людей праздничное настроение, создающее праздничную ситуацию.

Нетрадиционность, неординарность замысла становится, как правило, мощным импульсом к свежему самостоятельному творчеству.

Рассмотрим основные этапы работы над сценарием. В начале работы продумывается идейно-тематическая основа будущего вечера, четко определяются тема и идея. Тема - круг явлений, отобранных и освещенных авторами в сценарии. Другими словами, тема - это то, о чем автор хочет рассказать участникам вечера.

Тема того или иного вечера может выбираться родителями, или задаваться педагогом, в зависимости от того, какую актуальную проблему необходимо решить на данном этапе развития художественно – творческих способностей детей: лепка конструктивным, способом; лепка народных декоративных игрушек, составление орнаментов и узоров, рисование пейзажей; рисование в нетрадиционной технике; применение в изобразительной деятельности разновидности художественных материалов, такие как создание коллажа, аппликаций, поделок, игрушек для новогодней ёлки и т.д.        

Идея - основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых в сценарии событий. Идея - это то, ради чего проводится вечер. На основе идеи решаются методические вопросы.

Идея сценария, ставшая точкой зрения автора, служит стержнем для подбора документального и художественного материала.представляет композицию, образный строй, подбор выступающих.

Организовать и проводить тематические вечера, нужно привлекая к этой деятельности других узких специалистов детского сада и других учреждений дополнительного образования, например ЦРДТЮ, музыкальную школу, Дворец Культуры, детскую библиотеку и т.д.  

Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, педагог должен подвести участников действия. Типичная ошибка состоит в том, что они нередко, стараются, подать идею в готовом виде с самого начала тематического вечера. Между тем задача в том, чтобы пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы включиться в события и самому осмыслить идею, которой подчинено развитие действия. В этом творческом процессе каждый становится соучастником мероприятия.

Если темазадаётся с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, разработчик тематического вечера должны подвести участников и зрителей театрализованного тематического вечера. Задача в том, чтобы пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы включиться в события и самому осмыслить идею, которой подчинено развитие действия.

Но вот выбрана тема сценария, определена идея, найден сюжет. Как работать над сценарием дальше? Следующим шагом становится разработка композиции будущего сценария, т. е. развитие сюжета в сценическом действии. Композиция есть организация действия, а значит, и соответствующее расположение материала.

Строгая логичность построения сюжета и развития действия. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим.

Сценарий всегда состоит из эпизодов. Каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начинается, другой.

Умение соединять разнообразный материал в единое целостное произведение - это удача авторов разрабатывающих тематический вечер.

В начале сценария необходима экспозиция, которая погружает зрителя в атмосферу будущего представления. Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т. е. к наивысшей его точке. В момент кульминации наиболее концентрированное выражение находит идея тематического вечера.

Отметим значение сценарной композиции - основное действие. Основное действие обычно распадается на цепь взаимосвязанных и взаимообусловленных эпизодов.

Важное место имеет пролог. Пролог и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку, так как сосредоточивают внимание зрителя, подготовляют его к восприятию действия, настраивают на определенный лад.После кульминации должна следовать развязка - финал действия. Это весьма важная часть композиции, ее отсутствие или незавершенность оставляет ощущение неоконченности всего мероприятия. Финал несет особую смысловую нагрузку, так как является наиболее выгодным моментом для максимального проявления активности участников массового мероприятия. Распространенной формой финала в массовом мероприятии являются объединенное выступление на сцене всех исполнителей, коллективное массовое пение, игра, чтение стихов, обращения.

Важное методическое требование к устному выступлению на массовом мероприятии – его грамотность, конкретность и яркость.

Важное, серьёзное значение в театрализованном тематическом вечере занимаетмузыка. Чаще всего музыкальный репертуар строится, на готовых мелодиях. Казалось бы, не так уж трудно подобрать музыку, отвечающую идее вечера и становящуюся неразрывной составной частью действия. Но на деле это задача сложная, она требует от разработчиков тематического вечера определенной музыкальной эрудиции.

Большое место занимает музыка в прологе и в финале. Она помогает точно задать тему и ритм действия

Ярким средством наглядности на тематическом вечере выступают карта, схема, диаграмма, плакат, особенно если это подвижные, быстро сменяющиеся детали оформления.

         О теме вечера и дате его проведения родители узнают из пригласительных открыток и афиш. Для максимального удобства данные мероприятия рекомендовано проводить в вечернее время с 17ч. 30 мин. до 18ч. 30 мин.

         На мероприятие, как правило приглашаются те родители, которым, на их взгляд или взгляд педагога дополнительного образования, необходимо получить определённую информацию и освоить практические навыки для работы с ребёнком.

         Например, тематический вечер на тему: «Дымковская игрушка и её значение в эстетическом воспитании ребёнка». Приглашаются родители, педагоги, которым необходимо пополнить знания о русских народных, декоративных промыслах.

         Важно отметить, что погружение в проблему развития творческих способностей детей и разговор о важности её содержания, условиях развития творческих способностей проходят на вечерах ненавязчиво и оптимально по времени. Проводить их нужно в форме организационно - деятельностных, дидактических, театрализованных игр и игровых ситуаций, в некоторых случаях  с использованием интерактивного метода.

         Сущностью данного метода является обучение, которое происходит во взаимодействии всех родителей, включая педагога. Моделируются реальные жизненные ситуации (Помоги ребёнку подобрать соответствующий узор для украшения глиняной дымковской игрушки), приобретается определённый творческий и социальный опыт, освоение способов творческой деятельности. Решение проблемы по теме происходит во взаимодействии и с родителями, и с детьми. Педагог непосредственно является создателем условий для творческой инициативы для родителей и детей.

Организационно -  деятельностные игры позволяют передвигаться по свободному пространству (по музыкальному залу,  из группы в группу, или по детскому саду), собирая необходимый материал обусловленный игрой для решения необходимых задач. Произвольно образовываются группы из нескольких человек. В течении работы создаются игровые ситуации, с элементами театрализации, напоминающие о поставленных целях. Участники за один вечер имеют возможность поработать в группах, в которых материал по теме рассматривается с разных сторон.

         На вечерах широко используются средства ТСО, ИТК, театрализация, всевозможные игры, игрушки, словесные и наглядные методы обучения, выставки, стенды достижений воспитанников, папки передвижки, подборка научно-популярной педагогической литературы, памятки, буклеты, красочно оформленные рекомендации, альбомы творческих детских работ, фотоальбомы соответствующие теме вечера. Таким образом, организация и проведение тематических вечеров позволяют информировать родителей воспитанников о той или иной проблеме, а так же давать рекомендации по её решению.

Современные родители, как правило, чрезвычайно занятые люди. Поэтому привлекая их к совместной работе, необходимо учитывать это и постоянно усовершенствовать традиционные формы сотрудничества. На тематическом вечере родители получат дополнительные возможности не только увидеть оборудование, которое используют педагоги для развития творческих способностей детей, но и самим тесно соприкоснуться с детством, побывав маленьким творцом художественного искусства и творчества.

Родители не только узнают новое, но приобретут знания по развитию творческих способностей их детей, приобретут собственный опыт. Прикоснувшись к миру детства, родителям удаётся прочувствовать всю важность, которая не оставит в стороне никого, желая воспитать в своём ребёнке творческую личность. У родителей возникает желание помочь ребёнку на пути становления творчества, появляются умения правильно реагировать на проблему развитие творческих способностей у ребёнка.

Литература:

1. Штейне, Н.Ф. Досуговые мероприятия в детском саду.[Текст]/ авт. - составитель Н.Ф. Штейне. – Волгоград: ИТД Корифей, 2012. – 128с.

2. Яковлева, Т. Н.. Вместе весело шагать. (Методическое пособие для педагогов). [Текст] /авт. – составитель Т.Н. Яковлева. Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128c.

Красильникова М.Н.,

педагог дополнительного образования

Категория: Статьи педагога ИЗО | Добавил: Радуга (16.12.2014)
Просмотров: 2133 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Новости

Полезные сайты
  • Сайт для воспитателей детских садов
  • В помощь воспитателю
  • Все для детского сада
  • В помощь родителям и педагогам
  • Министерство образования и науки РФ

  • Теги