В подготовительной группе знакомят детей и с тверской игрушкой.
Особое внимание привлекают своей индивидуальным колоритом тверские птицы, если к ним присмотреться, то можно увидеть, что каждая из них имеет своё оформление и особый характер. Петушок и куры стоят на подставках, гуси, лебеди и утки без подставок, у гусей красные лапки, а у лебедей и уток лапок не видно. У петуха большой красный гребешок. У кур гребешки маленькие, но сделаны очень забавно, в виде чепчиков, что делает их очень важными и смешными. У гусей, уток и лебедей хохолки разного цвета: жёлтые, красные, голубые. Крылья почти у всех птиц в налетах, ярко расписаны эмалью. Ритмично украшены спины и хвосты птиц. Ребёнок 6 лет может понять характер действия каждой птицы: петушок вытянул шею и поднял голову – он поёт; уточка с гордо поднятой головой спокойно плывёт со своим семейством; лебедь с жёлтыми и голубыми налепами на спине круто повернул шею и смотрит, нет ли какой опасности; курочка в чепчике важно стоит среди всех птиц и очень довольна собою; другая курица вытянула шейку и смотрит на солнышко.
Образное описание каждой игрушки могут сделать сами дети под руководством воспитателя. Основная задача состоит в том, чтобы научить детей видеть и подмечать эти выразительные особенности. В заключении беседы воспитатель говорит, что таких птиц можно вылепить и так же красиво украсить налепами и расписать. Птицы остаются в группе, и дети могут любоваться ими.
Тверскую игрушку лучше всего лепить из красной глины, чтобы работы детей были похожи на те, которые они рассматривали, да и роспись на фоне красной обожжённой глины будет ярче и эффективней выглядеть. Перед занятием игрушки устанавливаются на подставки. Лепка начинается с вытягивания формы из овоида.
Украшения ребята могут делать по собственному замыслу, но в основу нужно брать принцип данной игрушки, т.е. налепы.
Во время работы педагог не мешает детям проявлять своё творчество, однако внимательно следит за тем, чтобы форма была хорошо отглажена мокрой тряпкой, а налепы прочно прикреплены к поверхности изделия, что достигается примазыванием их к основе стекой. Роспись птиц проводится гуашью после обжига.
Литература: Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. М.,2012. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя /Под. ред. М.Б. Халезовой. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Красильникова М.Н.,
педагог дополнительного образования |