Получить в детстве начало эстетического воспитания - значит на всю жизнь приобрести
чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения
искусства, приобщаться к художественному творчеству
Н.А. Ветлугина
Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех
видах деятельности ребёнка, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.
Решение вопросов эстетического воспитания
лишь на занятиях по изобразительной деятельности не приведёт к желаемым
результатам. Поэтому необходимо учить детей видеть прекрасное в природе,
слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное
посредством изображения.
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное
значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков
детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное
эстетическое воспитание.
Начиная работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному
искусству, можно обратиться к народному промыслу – дымковская игрушка
разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка.
- Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории
дымковской игрушки, уточнить методы и приёмы, используемые при ознакомлении
детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучения их лепки и росписи.
- Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и
объёмные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать
основные элементы росписи в порядке их усложнения.
- Детям нужно рассказать , что самый сложный узор на игрушке состоит из
простейших элементов: круг, дуга, точки-горошины, прямая и волнистая линия и
т.д.
- Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать
это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.
- Знакомя детей с изделиями, надо представить, каждую вещь ярко,
эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Всё это вызовет у
дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с
прекрасным.
- Особое внимание стоит уделить обучению детей вертикальному движению
кисти.
- Для облегчения рисования мелких
округлых форм (точки-горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с
накрученной на конце ваткой.
Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по
рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их
эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают
нравы и обычаи своего народа.
Ознакомление с дымковской игрушкой
оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию
глубокого интереса к различным видам искусства, развивает, детское творчество и
формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.
Очень точно об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и
дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и
изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с
орудиями труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем
глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную
жизнь ребёнка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее
ребёнок»
Литература:
1. Краснушкин, Е.В. Изобразительное искусство для
дошкольников: Народное декоративное творчество. Для работы с детьми 4 – 7 лет.
[Текст]/авт. составитель Е.В. Краснушкин. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. –
120с.
2. Халезова, М.Б. Декоративная лепка в детском
саду. Пособие для воспитателей . [Текст]/ авт. – составитель М.Б. Халезова. –
Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 112 с.
3. Народное искусство в воспитании дошкольников.
[Текст]/авт.-составитель Т.С. Комарова Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 256с.
Красильникова М.Н.,
педагог дополнительного образования |