Как помочь ребенку овладеть наукой
расставания
Начало
посещения детского сада и неизбежное при этом расставание с мамой и со всеми
близким, родным и домашним может пугать и расстраивать детей. Некоторое время
они чувствуют себя одинокими, заброшенными и забытыми. Взрослые должны помочь
малышу восстановить радостное ощущение жизни в новых условиях, а для этого
необходимо, чтобы они и сами были спокойны, тверды и уверенны. Ребенок
взрослеет, и преодоление страха расставания с мамой на пороге детского сада –
очередная ступень его личностного роста.
Временная разлука с привычной домашней
обстановкой – неизбежный этап взросления детей. Для нормального развития им
нужно научиться расставаться с близкими, и прежде всего с матерью. Однако часто
поступление ребенка в детский сад сопровождается страхом. Почему?
Результатом тесного взаимодействия ребенка
с матерью в младенчестве становится эмоциональная привязанность к ней и доверие
к близким. Чем крепче эта связь, тем сильнее страдания ребенка, если мать исчезает,
пусть даже временно – уходит в магазин, на работу или в гости. Ранней
профилактикой страхов разлуки становятся игры в прятки, когда взрослый (мать,
бабушка, отец) исчезает ненадолго и быстро появляется. Сколько радости вызывает
возвращение матери! Понимание, что она или другие близкие могут то пропадать,
то появляться, приходит к ребенку медленно и трудно.
Пока ребенок не посещал дошкольное
учреждение, он был в родных стенах, домашнем уюте и тесном контакте с
родителями и близкими. Все было просто и понятно, его любили и принимали таким,
какой он есть, угадывали его желания, считали центром «семейной Вселенной». И
когда он лишается привычного эмоционального комфорта, ему надо
приспосабливаться к незнакомым стенам, людям и новым требованиям, иными словами
адаптироваться.
До 2 – 3 лет ребенок полностью
удовлетворяет свои потребности во взаимодействии с близкими, обретая при этом
безопасность и уверенность. С приходом его в детский сад нарушаются привычные
для него формы общения, построенные на участии, безусловной любви и заботе.
Никто не спешит по первому зову, не бросается помочь ему, не откликается
мгновенно на его нужды и желания. Ребенку трудно это понять, он ждет маму, а не
чужого взрослого, ее заменяющего. Это уже не игры в прятки. Мама уходит
надолго, оставляя его в незнакомом месте, - а вдруг навсегда?! Возникает острое
интенсивное ощущение страха. В таком состоянии сплетаются воедино страх
одиночества, страх потери самого близкого человека – матери, страх лишения
родительской любви, защиты и внимания.
Страх разлуки с мамой – яркая эмоциональная
реакция. Она возникает у ребенка, при поступлении в группу детского сада в
ответ на появление новых условий, пугающей незнакомой обстановки, чужих для
него взрослых и детей. На третьем году жизни у ребенка еще сохраняется
повышенная возбудимость, эмоциональная чувствительность и впечатлительность.
Вот почему дети испытывают такие глубокие переживания от разлуки с матерью, и
никакие увещевания о том, что в саду хорошо, а мама скоро вернется, почти не
действуют на ребенка.
Разлука тяжела не только для детей, но и для
их родителей, особенно для матери. Многие из них так же, как их малыши,
испытывают трудности и нуждаются в психологической помощи и поддержке. Обычно
родителям в этот период свойственны смешанные чувства вины, тревоги, обиды,
иногда даже злости и собственного страха. Матери и сами могут создавать
обстановку тревожности, необдуманно выражая свои чувства и болезненно
расставаясь с малышом, они недоверчиво относятся к педагогам и их требованиям.
Демонстрируя своим поведением испуг, они тем самым эмоционально воздействуют на
него. Надо помнить, что взрослый «обучает» ребенка своим примером в любой
конкретной ситуации.
Чтобы не провоцировать страхи, родители
должны сохранять спокойствие, уравновешенность и доброжелательность во
взаимоотношениях с малышом, быть позитивно настроенными и к воспитателям, и к
детскому саду. И тогда ребенку будут передаваться эти позитивные чувства.
Причины возникновения страха разлуки
Почему
может возникнуть страх разлуки? Потому что дети: ·
Эмоционально
привязаны с рождения к матери и привычным домашним условиям, это возрастная
особенность ребенка в младенческом и раннем возрасте, позволяющая ему расти и
полноценно развиваться в атмосфере безопасности и защиты;
·
Различны
по своему способу освоения нового жизненного пространства – одни идут навстречу
всему новому, незнакомому и поэтому адаптируются легко и радостно, другие от
природы имеют слабую нервную систему, тяжело переживают смену привычной
обстановки, что провоцирует повышенную тревожность и страхи;
·
Имеют
такой уровень сознания, который создает основу для аффективно-чувственного
проживания событий;
·
Подходят
к концу третьего года жизни к возрастному кризису, что ослабляет их защитные
силы и способствует повышенной возбудимости, неуравновешенности, негативизму и
протестному поведению.
Потому что родители:
·
Вели
обособленный образ жизни с ребенком, ограждали его от людей, мало посещали с
ним общественные места и места, где он может встретить других детей и взрослых;
·
Редко
давали ребенку возможность играть со сверстниками в песочнице, на качелях, в
парке;
·
Не
готовили детей к посещению детского сада, не знакомились с пространством
детского сада заранее;
·
В
первые дни оставляли ребенка на слишком долгое время;
·
Выбирали
неправильные слова утешения: «Вот поспишь – и я сразу приду», «Если не
останешься в детском саду, не приду за тобой», «Не бойся, ничего страшного в
детском саду нет», «В детском саду плачут только нехорошие дети».
Какие дети подвержены страху отрыва от
матери
Острый
страх разлуки с близкими у детей, как правило, свидетельствует о повышенном
риске невротизации, слабости нервной системы, склонности ребенка к высокой
тревожности. Иногда такой страх говорит о просчетах в родительском воспитании,
которое либо строилось по типу «кумир семьи», когда ребенок подчиняет себе
взрослых, либо отличалось гиперопекой – и то и другое провоцирует острую
психическую зависимость от близких,
прежде всего от матери.
Более всего
подвержены страху отрыва от матери дети:
·
С
повышенной эмоциональной зависимостью от мамы;
·
Эмоционально
чувствительные и впечатлительные – они ярко, образно запоминают те или иные
события жизни;
·
Имеющие
уже в младенчестве ярко выраженный инстинкт самосохранения;
·
Подверженные
другим сильным страхам – боятся животных, сказочных персонажей, темноты, воды
или высоты, имеют страхи, не свойственные их возрасту;
·
Пережившие
психотравмирующие ситуации (пребывание в стационаре без матери, развод
родителей, смерть близких, перемена места жительства и т.п.);
·
Соматически
ослабленные.
Кроме
того следует помнить, что мальчики чаще, чем девочки подвержены страху отрыва
от матери.
Советы родителям
Что делать, чтобы страх не
возник: 1.
Задолго до прихода ребенка в детский сад начинайте
готовить его к общению с чужими незнакомыми взрослыми и детьми: ходите в гости
и на детские праздники в парки и учреждения, чаще бывайте на детских игровых
площадках.
2.
Наблюдайте за ребенком – как он ведет себя в
подобных ситуациях, помогайте ему налаживать контакты с другими людьми,
обучайте «волшебным словам» общения: «Как тебя зовут?», «Во что ты играешь?»,
«Смотри, что у меня есть!», «Давай играть вместе!» Если ребенок плохо говорит,
говорите за него, давая образец поведения.
3.
До первого дня прихода в группу побывайте на
площадке детского сада, побудьте некоторое время с детьми и воспитателем, при
этом комментируйте все, что видите и слышите; чаще посещайте групповую площадку
в вечернее время, чтобы ребенок мог наблюдать, как родители спешат за детьми,
забирают их домой, как некоторые дети не торопятся уходить, потому что им
интересно в этом месте играть.
4.
При знакомстве с воспитателем группы расскажите как
можно подробнее о своем ребенке, его привязанностях, особенностях, любимых
игрушках и занятиях, расскажите, как ребенок привык дома, есть, засыпать,
проводить время.
5.
В первые дни посещения группы можно побыть с
ребенком (до прогулки, до обеда), не оставляйте его сразу надолго в детском
саду, а ограничьтесь парой часов. В последующие две недели не приходите поздно
и не оставляйте ребенка на полный день – это для него тяжело.
6.
После 1 – 2 дней присутствия в группе с ребенком
научитесь мягко, но коротко расставаться с ним. Не затягивайте эту процедуру,
но и не отрывайте ребенка резко от себя,
попросите воспитателя помочь вам переключить его внимание на что-нибудь
интересное.
Что делать, если страх
разлуки все же возник: 1.
Разделите чувства ребенка, примите его страх как
данность и не уверяйте в том, что «ничего страшного нет».
2.
Не вините, не ругайте и не наказывайте ребенка за
его страхи.
3.
Проанализируйте свое поведение и собственные чувства
в ситуации расставания: дети как барометр эмоционально улавливают наше
эмоциональное состояние и откликаются на него.
4.
Выясните дома, почему ребенок боится идти в группу,
это можно сделать с помощью игры в «детский сад», где та или иная игрушка
олицетворяет самого ребенка, а взрослый наблюдает, как игрушка поступает, что
она говорит и делает. Спросите, что ей нравится или не нравится в детском саду,
какое у нее заветное желание.
5.
Обязательно побеседуйте с воспитателями группы и
узнайте, не произошло ли чего-нибудь неприятного для ребенка – упал, подрался,
обидели дети, опрокинул горшок или посуду, плохо или крайне избирательно ест,
долго не засыпает, ударился и т.п.
6.
Проконсультируйтесь с психологом детского сада,
попросите его выйти в группу и понаблюдать за ребенком и его взаимоотношениями.
7.
Объясните ребенку на доступном языке, почему вы
оставляете его в детском саду, что полезного и интересного ждет его там.
8.
Дайте в детский сад ребенку его любимую игрушку –
она станет оберегом (вы ее об этом попросите), или «мамину» вещь, например,
пахнущий мамиными духами платочек, в который можно уткнуться, если ребенок
заскучает, небольшой альбомчик с семейными фотографиями ит.п.
9.
Если страх ребенка и отношения психологической
зависимости при расставании с матерью длятся более трех недель, смените того,
кто приводит ребенка в детский сад, - это может привести к достаточно быстрому положительному
эффекту. Хорошо, если ребенка провожает более уравновешенный и спокойный
взрослый (чаще папа, иногда тети или дяди, старшие братья или сестры).
Удачи вам и вашему малышу! |