Каждый из нас понимает,
что внимание – это необходимое свойство для успешного обучения и
развития ребенка. А что же такое внимание?
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на
каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания –
выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не
имеет отношения к этому объекту.
Внимание обеспечивает более полное и четкое
восприятие информации. При этом внимание не является самостоятельным
психическим процессом, так как не может проявляться вне других
процессов. Мы внимательно смотрим, думаем, читаем…
Внимание принимает участие в организации всех познавательных
процессов. Таким образом, об успешной
деятельности мы можем говорить лишь тогда, когда в ней присутствует внимание.
К сожалению или к счастью, внимание не
врожденное свойство, а приобретенное и приобретается оно большей частью в
дошкольном детстве.
Если внимание – приобретенное свойство,
значит, его можно развивать! И для этого существуем множество различных
упражнений. Как правило,
многие из них широко используют в детском саду и школе, но есть и такие
упражнения, которые можно и нужно использовать дома, в семье.
Сразу хочу Вас успокоить. Для большинства
таких упражнений не нужны какие-то знания и специальное оборудование, не нужно
время и подготовка. Все, что необходимо – это ваше желание. А желание у ребенка
появится сразу, как только Вы скажете: « Давай, поиграем!»
Во что будем играть? Да вот Вам несколько
простейших игр. В данном случае, простейшее не значит – простое и легкое.
Как часто вы ходите с ребенком по улице?
Каждый день. В сад, в магазин, на прогулку… А Вы обращаете внимание
на людей, которые проходят мимо? Нет? Зря! Всех прохожих вы можете
использовать для интересной игры «Кто
внимательнее?»
Вы отмечаете у
встречного человека, какую-то особенность: цвет пальто, рост, цвет волос,
наличие сумки, количество пуговиц, и спрашиваете у ребенка: «Какого цвета
была сумка у того человека»?
Например, сидит на соседней скамейке
человек. Вы отметили, что у него в руках книга. По возможности делаете так,
чтобы ребенок не мог повернуться в сторону этого человека и спрашиваете «Что у
этого человека в руках?» Если ребенок заметил – отлично! Если нет, позвольте
ему повернуться и посмотреть, а если он опять не заметил, только тогда скажите.
Сели в маршрутку
или троллейбус. Спросите и ребенка: «Какого цвета эта маршрутка?»
Выйдите из
магазина, а потом поинтересуйтесь, сколько человек было в магазине? Или
какого цвета там дверь? Или сколько окон было в магазине?
Первое время, Вы и сами
не всегда будете замечать такие вещи. К слову, дети очень часто
оказываются внимательнее нас, взрослых.
Вы можете играть так по
очереди. Задаете вопрос Вы, а потом – ребенок. Такие игры носят
развлекательный характер, очень нравятся детям, потому что они часто ставят
взрослых в положение Незнайки и радуются тому, что хоть иногда могут быть
умнее нас.
Вы думаете, что это
баловство? А разве баловство не может приносить пользы? Таким способом мы
учим ребенка замечать различные мелочи, запоминать все, что есть вокруг него,
развиваем познавательную активность. Это значит, что мозг ребенка постоянно
находится в активном поиске интересных моментов, впитывает, как губка,
все, что замечает, и учится замечать все больше и больше мелочей.
С детьми постарше можно
усложнить работу, побуждая их считать предметы без присчитывания, воспринимая
картинку целиком: Сколько машин красного цвета стоит во дворе? Сколько
скамеек было на этой дорожке парка? Сколько ступенек в этом магазине? Причем,
спрашивать это тогда, когда объект уже не в поле зрения ребенка. Пусть
постарается припомнить. Оптимально, если после ответа ребенка, Вы можете
вернуться в это место и проверить ответ ребенка.
Зачем это нужно?
Хороший вопрос.
Во-первых, такие
игры развивают наблюдательность ребенка, умение замечать мельчайшие
детали в окружающей обстановке, активируют различные познавательные
процессы ребенка, учат воспринимать количество предметов целиком,
без присчитывания по одному, а во-вторых, Вы прекрасно проводите время,
занимаете ребенка полезными развивающими играми.
Желаю интересного
времяпровождения!
Педагог – психолог
Заречнева Ольга Николаевна
|