Хорошая речь — важнейшее условие
всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь
ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в
познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения
со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое
развитие. Но в настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями
в речевом развитии. Таким детям трудно усваивать программу детского сада, а в
дальнейшем им тяжело при обучение в школе. Основные трудности проявляются при
развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно
и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов
из учебников, они испытывают трудности при написании изложений, сочинений.
Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной
из самых актуальных проблем.
Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Всем
в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы
сделали для того чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его
речь? Ведь от этого зависит его успехи в усвоении абсолютно всех предметов в
школьной программе.
К 6 годам речь ребёнка должна быть
сформирована: он должен правильно строить фразу, чётко произносить все звуки
родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.
Словарь дошкольника обогащается
преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса
разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного
материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами,
прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов,
привитие ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут
иметь игры.
Игры регулярно проводятся логопедом,
воспитателями и родителями, с их помощью можно ежедневно закреплять
употребление обобщающих слов в речи детей. В свободное время дети охотно играют
в эти игры. Важно обращать внимание на различные способы словообразования,
слова целесообразно разделить на 3 группы: слова в которых основа слова,
обозначающего взрослого животного сохраняется неизменной (у козы–козлёнок, у
гуся–гусенок); слова с чередованием согласных в корне (у медведя–медвежонок);
слова с различной основой слова (у овцы – ягненок). Другой способ увеличения в
словаре ребенка имен существительных – это добавление
уменьшительно-ласкательных суффиксов (стол–столик).
Употребление в речи глаголов является
основой фразы и мыслительной деятельности человека. Глагольный словарь детей
можно разделить по следующим разделам:
·
бытовые глаголы (одевается, умывается, играет);
·
глаголы, обозначающие движения и крики животных
(крадется, прыгает, кукарекает);
·
глаголы движения (ходит, бегает, прыгает);
·
глаголы, выражающие чувства людей (улыбается,
плачет, радуется);
·
глаголы, связанные с профессиями (лечит,
строит, продает);
·
глаголы, связанные с процессами, происходящими
в природе (светает, вечереет, смеркается).
Часто детям с большим трудом дается
подбор слов с противоположным значением (антонимов). Закрепление в речи ребенка
противоположных признаков предметов важно и для их ориентировки в пространстве.
Прилагательные в речи детей часто бывают однотипными и могут ограничиваться
словами «хороший – плохой», «маленький – большой». Все прилагательные в речевом
словаре детей можно подразделить на несколько смысловых групп:
·
величина – большой, маленький, высокий, низкий,
широкий, узкий;
·
форма – круглый, овальный, продолговатый,
квадратный;
·
цвет – основные (красный, синий), промежуточные
(оранжевый, голубой);
·
вкус – горький, сладкий, солёный, кислый,
кисло-сладкий, вкусный, невкусный;
·
запах – приятный, неприятный, цветочный;
·
температура – холодный, горячий, теплый,
прохладный;
·
материал, из которого сделан предмет – деревянный,
стеклянный, железный;
·
принадлежности предмета – мамин, папин,
медвежий, лисий;
·
другие признаки – шероховатый, мягкий, колючий,
добрый, злой, честный.
Сейчас мы с вами поиграем.
1.Игра с мячом
«Животные и их детеныши»
Цель: закрепление в речи детей названий
детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развития ловкости,
внимания, памяти.
Ход игры: бросая мяч
ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч,
называет детеныша этого животного.
Например: у тигра- тигрята, у льва – львята, у
лисы – лисята.
2. Игра с мячом «Скажи ласково»
Цель: закрепление
умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных
суффиксов, развитие ловкости и быстроты реакции.
Ход игры: бросая мяч
ребенку, взрослый называет первое слово, а ребенок, возвращая мяч, называет
второе слово.
Например: шар – шарик,
ключ-ключик.
3. Игра с мячом
«Веселый счет»
Цель: закрепление в
речи детей согласования существительных с числительными, развитие ловкости и
быстроты реакции.
Ход
игры: взрослый, бросая мяч ребенку,
произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок,
возвращая мяч, в ответ называет это существительное, но в сочетании с
числительным «пять».
Например: один стол – пять столов, один
лебедь - пять лебедей, один стол-пять столов.
4. Игра с мячом «Какая посуда»
Цель: образование
относительных прилагательных.
Ход игры: взрослый,
бросая мяч, задает вопрос ребенку, а ребенок, возвращая мяч, называет
ответ.
Например: стакан из стекла какой?
(стеклянный стакан),
чашка из фарфора какая? (фарфоровая
чашка).
5. Игра с мячом «Что происходит в
природе?»
Цель: закрепление,
употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении.
Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а
ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Например: солнце – что делает? (светит,
греет); ручьи – что делают? (бегут, журчат).
6. Игра с мячом
«Горячий-холодный»
Цель: закрепление в
представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов
антонимов.
Ход игры: бросая мяч
ребенку, взрослый произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч,
называет другое - с противоположным значением.
Например: веселый – грустный, высокий –
низкий, добрый – злой.
7. Игра «Чей хвост?»
Цель: образование
притяжательных прилагательных.
Ход игры: взрослый показывает картинку животного и задает
вопрос «Чей хвост?», а ребенок должен на заданный вопрос ответить.
Например: волчий хвост, лисий хвост,
заячий хвост.
8. Игра «Что бывает круглым?»
Цель: расширение
словаря детей за счет прилагательных, развитие памяти, воображения,
ловкости.
Ход игры: взрослый
задает вопросы ребенку, а ребенок должен на заданный вопрос ответить.
Например: Что бывает круглым? (мяч,
солнце, вишня, луна, яблоко). Что бывает зеленым? (кузнечик, трава, деревья,
кусты, платья). Что бывает гладким? (стекло, зеркало)
9. Игра «Где мяч? »
Цель: закрепление в
речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться
в пространстве.
Ход игры: дети отвечают
на вопрос «Где лежит мяч? » (на столе, на полу, около стола, в углу, под
столом)
10. Игра с мячом «Лови, бросай, дни
недели называй»
Цель: закрепление
временных понятий в активном словаре ребенка.
Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, может начать с любого
дня недели. «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда… »
Учитель –
логопед
Несмачных М.А. |