СЕГОДНЯ: Понедельник 26.08.2019  Московское время:02:23                                                Приветствую Вас  Гость  Группа: Гости
Подписаться на новости "Радуги" 

Меню сайта

Эл.приемные
kemerov@rfdeti.ru - уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области
glasko@list.ru- государственная служба по надзору и контролю в сфере образования Кем.области
recep@info.kem.ru- департамент образования и науки Кемеровской области
departsite@mail.ru- управление образования Краснобродского городского округа
yszkrbr@mail.ru- социальная служба населения Краснобродского городского округа

Горячая линия
Детский телефон доверия   8-800-2000-122

Вход

Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством образовательного процесса в детском саду?
Всего ответов: 47

Главная » Статьи » Статьи учителя-логопеда

Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Таким детям трудно усваивать программу детского сада, а в дальнейшем им тяжело при обучение в школе. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, они испытывают трудности при написании изложений, сочинений. Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем. 

Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависит его успехи в усвоении абсолютно всех предметов в школьной программе. 

К 6 годам речь ребёнка должна быть сформирована: он должен правильно строить фразу, чётко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат. 

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитие ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры. 

Игры регулярно проводятся логопедом, воспитателями и родителями, с их помощью можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. В свободное время дети охотно играют в эти игры. Важно обращать внимание на различные способы словообразования, слова целесообразно разделить на 3 группы: слова в которых основа слова, обозначающего взрослого животного сохраняется неизменной (у козы–козлёнок, у гуся–гусенок); слова с чередованием согласных в корне (у медведя–медвежонок); слова с различной основой слова (у овцы – ягненок). Другой способ увеличения в словаре ребенка имен существительных – это добавление уменьшительно-ласкательных суффиксов (стол–столик). 

Употребление в речи глаголов является основой фразы и мыслительной деятельности человека. Глагольный словарь детей можно разделить по следующим разделам: 

·                   бытовые глаголы (одевается, умывается, играет);

·                   глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает);

·                   глаголы движения (ходит, бегает, прыгает);

·                   глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, плачет, радуется);

·                   глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продает);

·                   глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).

Часто детям с большим трудом дается подбор слов с противоположным значением (антонимов). Закрепление в речи ребенка противоположных признаков предметов важно и для их ориентировки в пространстве. Прилагательные в речи детей часто бывают однотипными и могут ограничиваться словами «хороший – плохой», «маленький – большой». Все прилагательные в речевом словаре детей можно подразделить на несколько смысловых групп: 

·                   величина – большой, маленький, высокий, низкий, широкий, узкий; 

·                   форма – круглый, овальный, продолговатый, квадратный; 

·                   цвет – основные (красный, синий), промежуточные (оранжевый, голубой);

·                   вкус – горький, сладкий, солёный, кислый, кисло-сладкий, вкусный, невкусный; 

·                   запах – приятный, неприятный, цветочный; 

·                   температура – холодный, горячий, теплый, прохладный; 

·                   материал, из которого сделан предмет – деревянный, стеклянный, железный; 

·                   принадлежности предмета – мамин, папин, медвежий, лисий; 

·                   другие признаки – шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный. 

Сейчас мы с вами поиграем. 

1.Игра с мячом «Животные и их детеныши» 
Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развития ловкости, внимания, памяти. 

Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. 
Например: у тигра- тигрята, у льва – львята, у лисы – лисята.

2. Игра с мячом «Скажи ласково» 

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости и быстроты реакции. 

Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет первое слово, а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово. 

Например: шар – шарик, ключ-ключик. 

3. Игра с мячом «Веселый счет» 

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными, развитие ловкости и быстроты реакции. 
Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это существительное, но в сочетании с числительным «пять». 

Например: один стол – пять столов, один лебедь - пять лебедей, один стол-пять столов. 

4. Игра с мячом «Какая посуда» 

Цель: образование относительных прилагательных. 

Ход игры: взрослый, бросая мяч, задает вопрос ребенку, а ребенок, возвращая мяч, называет ответ. 

Например: стакан из стекла какой? (стеклянный стакан), 

чашка из фарфора какая? (фарфоровая чашка). 

5. Игра с мячом «Что происходит в природе?» 

Цель: закрепление, употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении. 
        Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. 
Например: солнце – что делает? (светит, греет); ручьи – что делают? (бегут, журчат).

 6. Игра с мячом «Горячий-холодный» 

Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов антонимов. 

Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое - с противоположным значением. 

Например: веселый – грустный, высокий – низкий, добрый – злой. 

7. Игра «Чей хвост?» 

Цель: образование притяжательных прилагательных. 
       Ход игры: взрослый показывает картинку животного и задает вопрос «Чей хвост?», а ребенок должен на заданный вопрос ответить. 

Например: волчий хвост, лисий хвост, заячий хвост. 

8. Игра «Что бывает круглым?» 

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие памяти, воображения, ловкости. 

Ход игры: взрослый задает вопросы ребенку, а ребенок должен на заданный вопрос ответить. 

Например: Что бывает круглым? (мяч, солнце, вишня, луна, яблоко). Что бывает зеленым? (кузнечик, трава, деревья, кусты, платья). Что бывает гладким? (стекло, зеркало)

9. Игра «Где мяч? » 

Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве. 

Ход игры: дети отвечают на вопрос «Где лежит мяч? » (на столе, на полу, около стола, в углу, под столом) 

10. Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй» 

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка. 
        Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, может начать с любого дня недели. «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда… » 

Учитель – логопед

Несмачных М.А.

Категория: Статьи учителя-логопеда | Добавил: Радуга (15.10.2014)
Просмотров: 517 | Теги: ЛОГОПЕД, Игры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Новости

Полезные сайты
  • Сайт для воспитателей детских садов
  • В помощь воспитателю
  • Все для детского сада
  • В помощь родителям и педагогам
  • Министерство образования и науки РФ

  • Теги