К 5 годам ребёнок должен произносить все
звуки в соответствии с фонетической нормой русского языка. Однако некоторые
дети к 5 годам не могут правильно произносить все звуки речи, так как их
артикуляционный аппарат ещё не окреп и не развился в достаточной степени.
Искажённое произношение у дошкольников до 5 лет признаётся специалистами
допустимым явлением. И только после этого возраста нарушение звукопроизношения
считается патологией.
Коррекцию неправильно произносимых звуков
необходимо начинать в возрасте 5 лет. Очень часто произношение звуков является
внешним проявлением более глубокого нарушения речи, медленного накопления
словаря, неумение грамматически правильно оформить свои высказывания. В случаях,
когда у ребёнка тяжёлое нарушение речи, следует обратиться за помощью к
специалистам как можно раньше, так как коррекционная работа при некоторых
логопедических заключениях чрезвычайно трудоёмка, многопланова и требует
длительной работы специалистов.
Недостатки произношения звуков могут
повлечь за собой нарушения устного речевого общения и письма детей, поэтому
очень важно устранить имеющиеся недостатки звукопроизношения в дошкольном
возрасте. В этот период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, она гибка
и податлива, следовательно, все виды нарушений звукопроизношения будут
преодолеваться легче и быстрее.
Каким бы ни был дефект речи, его
преодоление должно предусматривать работу, направленную не только на
формирование звуковой стороны речи, но и на развитие лексического словаря,
грамматического строя речи, развёрнутой фразовой речи. Всё это необходимо для
общего психического развития ребёнка, а также для последующего обучения в
школе.
Недостаток в произношении лишь единичных
звуков часто легко поддаётся исправлению, родители сами могут помочь ребёнку.
Для этого необходимо:
·
пробуждать интерес ребёнка к звуковой
стороне речи;
·
приучать детей прислушиваться к речевым
звукам и выделять их в простых словах;
·
предлагать ребёнку сравнивать на слух
правильное и неправильное произнесение слов;
·
поддерживать стремление ребёнка более
чётко произносить слова и предложения;
·
целенаправленно развивать у детей
слуховое внимание, привычку вслушиваться в речь окружающих и сравнивать её с
собственной речью.
Литература:
1. Кондратенко,
И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения/ И.Ю.
Кондратенко.-2-е изд.-М.: Айрис-пресс, 2009.-64с. (Популярная логопедия).
|