Речь – один
из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.
Для
нормального становления речевой деятельности необходимы:
определенная
степень зрелости различных структур головного мозга;
координированная
работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;
развитие
слуха, зрения, двигательных навыков, эмоций;
формирование
потребности в общении.
Нормой считается:
4 года – хорошее
понимание речи взрослого, словарный запас около 2000 слов, предложения из 5 - 6
слов, сопровождение речи игрой.
5 лет – полное
усвоение необходимого словарного запаса, высказывания, напоминающие короткий
рассказ. Любознательность, большое количество вопросов, появление синонимов
(например, друг, товарищ, приятель), антонимов (например, глупый
– умный),четкое произнесение всех звуков.
У вас есть основания для беспокойства за речь ребенка, если:
он недостаточно хорошо
понимает вашу речь и ваши просьбы;
ребенок неактивен в речевом
общении, предпочитает молчать;
искажает слоговую
структуру слов (например, вместо поросенок говоритпосек, вместо
велосипед – выписед);
неправильно произносит
звуки или вообще их пропускает в словах (корова – коова);
не может связно рассказать
о происходящих событиях;
у него ограничен бытовой
словарный запас (мало сведений о предметах и явлениях, непосредственно его
окружающих);
ребенок не может
сгруппировать и назвать предметы по одному обобщающему признаку, одним словом
(например, овощи, одежда);
затрудняется заменить
слово синонимом, подобрать антоним;
у
него носовой оттенок голоса, заикание или смазанная нечеткая речь (говорит, как
будто каша во рту).
Не стоит
ждать, пока проблемы сами по себе исчезнут. Обратитесь за консультацией к
воспитателю и логопеду. Мы вместе сможем решить проблемы в речевом развитии
вашего ребенка.
|