Звуки речи – это
особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у
ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены
сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются
центральной нервной системой. Неблагоприятные факторы и воздействия,
ослабляющие этот процесс, отрицательно сказываются на становлении произношения.
Наиболее распространенными дефектами периферического речевого
аппарата являются:
·
укороченная подъязычная
связка – не дает языку высоко подниматься и затрудняет его движение;
·
слишком большой или очень
маленький и узкий язык затрудняет правильную артикуляцию;
·
узкое, слишком высокое
(«готическое») или низкое, плоское небо – препятствует правильной артикуляции
многих звуков;
·
толстые губы, часто с
отвислой нижней губой, укороченная, малоподвижная верхняя губа – затрудняет
четкое произношение губных и губно–губных звуков;
·
дефекты строения челюстей,
ведущие к аномалиям прикуса; нормальным считается прикус, когда при смыкании
челюстей верхние зубы на 1/3 прикрывают нижние;
·
неправильное строение
зубов, зубного ряда – при нарушении зубного ряда может искажаться
звукопроизношение.
В ряде случаев неправильное произношение не связано с дефектами
органов артикуляционного аппарата. Оно может быть вызвано другими причинами, такими
как:
·
физическая ослабленность,
вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования
речи;
·
недоразвитие
фонематического восприятия, вследствие чего у ребенка наблюдаются затруднения в
различении звуков, отличающихся тонкими акустическими признаками, например,
звонких и глухих согласных ([б] – [п], [в] – [ф], [г]-[к] и т.д), мягких и
твердых ([б]-[бь], [в]-[вь], [г]-[гь] и т.д.), свистящих и шипящих ([с] – [ш],
[з] – [ж] и т.д.)
·
недостаточная подвижность
органов артикуляционного аппарата, что может проявляться, например, в неумении
удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к
другому;
·
снижение слуха (даже очень
незначительное снижение слуха часто мешает нормальному развитию произношения).
Еще одной причиной плохого звукопроизношения является неправильная речь окружающих взрослых или общение
ребенкас детьми, имеющими неправильное произношение. В этом случае отрицательно
сказывается навык подражания, поэтому родители должны по возможности устранить
негативное влияние и следить за тем, чтобы ребенок подражал примерам правильной
речи.
Родители и окружающие ребенка взрослые должны говорить,
правильно артикулируя каждый звук и четко выговаривая окончания слов. Особенно
отчетливо следует произносить новые для ребенка слова. Ни в коем случае нельзя
«подстраиваться» под неправильную детскую речь, недопустимо искажать слова и
сюсюкать. Следует помнить, что дети, подражая взрослым, копируют их.
Список
литературы:
1. Произносим
звуки правильно. Логопедические упражнения/ И.Ю. Кондратенко. – 2-е изд. – М.:
Айрис-пресс, 2009.-64 с.:ил. + вклейка 16 с. – (Популярная логопедия). |