Звуки речи – это особые сложные образования, присущие
только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после
рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой
аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Неблагоприятные
факторы и воздействия, ослабляющие этот процесс, отрицательно сказываются на
становлении произношения.
Наиболее
распространенными дефектами периферического речевого аппарата являются:
·
укороченная
подъязычная связка – не дает языку высоко подниматься и затрудняет его
движение;
·
слишком
большой или очень маленький и узкий язык затрудняет правильную артикуляцию;
·
узкое,
слишком высокое («готическое») или низкое, плоское небо – препятствует правильной
артикуляции многих звуков;
·
толстые
губы, часто с отвислой нижней губой, укороченная, малоподвижная верхняя губа –
затрудняет четкое произношение губных и губно–губных звуков;
·
дефекты
строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса; нормальным считается прикус,
когда при смыкании челюстей верхние зубы на 1/3 прикрывают нижние;
·
неправильное
строение зубов, зубного ряда – при нарушении зубного ряда может искажаться
звукопроизношение.
В ряде случаев неправильное произношение не связано с дефектами
органов артикуляционного аппарата. Оно может быть вызвано другими причинами, такими как:
·
физическаяослабленность,
вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования
речи;недоразвитие фонематического восприятия, вследствие чего у ребенка
наблюдаются затруднения в различении звуков, отличающихся тонкими акустическими
признаками, например, звонких и глухих согласных ([б] – [п], [в] – [ф], [г]-[к]
и т.д), мягких и твердых ([б]-[бь], [в]-[вь], [г]-[гь] и т.д.), свистящих и
шипящих ([с] – [ш], [з] – [ж] и т.д.)
·
недостаточная
подвижность органов артикуляционного аппарата, что может проявляться, например,
в неумении удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного
движения к другому;
·
снижение
слуха (даже очень незначительное снижение слуха часто мешает нормальному
развитию произношения).
Еще одной причиной плохого звукопроизношения является неправильная речь окружающих
взрослых или общение ребенка с детьми, имеющими неправильное произношение. В
этом случае отрицательно сказывается навык подражания, поэтому родители должны
по возможности устранить негативное влияние и следить за тем, чтобы ребенок
подражал примерам правильной речи.
Родители и окружающие ребенка взрослые должны
говорить, правильно артикулируя каждый звук и четко выговаривая окончания слов.
Особенно отчетливо следует произносить новые для ребенка слова. Ни в коем случае
нельзя «подстраиваться» под неправильную детскую речь, недопустимо искажать
слова и сюсюкать. Следует помнить, что дети, подражая взрослым, копируют их.
Учитель
логопед
Несмачных
Марина Анатольевна.
|