Что такое графомоторный навык?
Графомоторный навык – это навык овладения письмом.
Письмо – это сложный навык,
включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует
слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого
зрительного восприятия и произвольного внимания.
Неподготовленность к письму ребенка,
может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного
состояния ребёнка в школе.
Подготовка к
письму предполагает развитие у детей:
ü Мелкой
моторики пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей
интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий
высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него
достаточно развиты память, внимание, связная речь.
ü Ориентации в
пространстве, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях
движения (слева - направо, сверху - вниз, вперед - назад);
ü Чувство
ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
ü Изобразительных
и графических умений.
Какие же
упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму?
Это, прежде всего, все виды
изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование –
рисование орнаментов, узоров.
Раскрашивание, с этой целью можно
воспользоваться различными раскрасками. Необходимо обращать внимание на то,
чтобы изображение было раскрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.
Помогает развитию графических
навыков - это штриховка. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Для
упражнения в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением
предметов
Широко используются различные
графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров
по клеткам, вписание в квадрат различных упражнений: овалов, линий, крючков и
т. д.
Если у ребенка нарушение
графомоторных навыков, то вторичные нарушения уже идут в школе. Это такие
нарушения, как дисграфия. Это частичное нарушения процесса письма, где ребенок
не может писать слитно, искажает и заменяет буквы, аграмматизмы. И такое
нарушение, как аграфия, т. е. полная неспособность овладеть процессом письма
или потеря этого навыка.
У детей, которых нарушены
графомоторные навыки, быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью.
Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной
деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и
пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых
навыков.
Формирование графомоторных навыков
письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и
непростым (процесс письма активно включаются глаз, рука, слуховой, зрительный,
речедвигательный компоненты) и решением этих задач в будущем поможет избежать
проблем школьного обучения.
Для развития
мелкой моторики полезны следующие специальные упражнения:
– составление контуров предметов
(например, стола, дома) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;
– составление цепочки из 6 - 10
канцелярских скрепок разного цвета;
– вырезание из бумаги какой-либо
фигуры (например, елки) правой и левой рукой;
– нанизывание пуговиц, крупных
бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой;
– сортировка бобов, фасоли, гороха,
а также крупы (пшена, гречки, риса);
– застегивание и расстегивание
пуговиц, молний, кнопок, крючков;
– завинчивание и отвинчивание шайбы,
крышек у пузырьков, баночек;
– доставание бусинок ложкой из
стакана;
– складывание мелких предметов
(например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр;
– наматывание нитки на катушку и
сматывание ее в клубок;
– продевание нитки в иголку;
– пришивание пуговиц и сшивание
материалов различными видами швов;
– стирание ластиком нарисованных
предметов;
– капание из пипетки в узкое
горлышко бутылочки;
– надевание и снимание колечка
(массаж пальцев) ;
– втыкание канцелярских кнопок в
деревянный брусок;
– комканье платка (носовой платок
взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой
руки);
– прикрепление бельевых прищепок к
горизонтально натянутой веревке;
– перебирание четок или бус
одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно;
– сжимание и разжимание эспандера;
катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами
(ежиков) ;
– игры с конструктором, мозаикой и
другими мелкими предметами. Интернет-ресурс
|