4.«Лопаточка»
Цель. Развивать умение
расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.
Описание. Расслабленный широкий кончик языка
положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа
приподнята, не касается поверхности языка.
5.«Иголочка»
Цель. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время
удерживать его в таком положении.
Описание. Узкий кончик языка высунуть изо рта, не
касаясь им губ. Удерживать его в так5ом положении на счет от 1 до 10.
6.«Сердитая кошечка»
Цель. Развивать подвижность мышц спинки языка.
Описание. Рот приоткрыт, кончик языка упирается в
нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним
коренным зубам. Удерживать я зык в таком положении на счет от 1 до 10.
7.«Желобок»
Цель. Вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней
линии языка к кончику; развивать боковые мышцы языка. Описание. Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть
вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 секунд.
8.«Парус»
Цель. Развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы языка в
приподнятом положении.
Описание. Рот широко раскрыть, широкий кончик языка
поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед,
боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком
положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2-3 раза.
9.«Чашечка»
Цель. Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении. Описание. Рот широко раскрыть, широкий
кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их),
боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в
таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3-4 раза.
10.«Заборчик»
Цель. Развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать круговые мышцы
губ.
Описание. Зубы плотно сжать, губы в положении
улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15 секунд.
Динамические упражнения
11.«Утиный клювик».
Цель. Развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной позиции в
другую.
Описание. Губы сложены трубочкой. Щеки втянуть, губы
несколько расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения.
12.«Шторки».
Цель. Развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной позиции в
другую.
Описание. Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает
нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение
губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа
опускается, закрывая верхние зубы. Выполнять 5-6 раз.
13.«Лошадка»
Цель. Учить растягивать подъязычную связку языка.
Описание. Присосать кончик языка к небу.
Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно – быстрее – очень
быстро). Выполнять 10-15 раз.
14.«Грибок».
Цель. Учить растягивать подъязычную связку языка.
Описание. Широко открыть рот. «Присосать»
поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть.
Выполнять 5-6 раз.
15.«Маляр»
Цель. Разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.
Описание. Широко открыть рот. Широким кончиком языка
проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно.
Выполнять в медленном темпе 5-6 раз.
16.« Дятел».
Цель. Разрабатывать подвижность кончика языка.
Описание. Широко открыть рот. Языком с силой ударять
в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая
дятлу: д-д-д-д-д (15-20 секунд).
17.«Утюжок»
Цель. Разрабатывать подвижность кончика языка.
Описание. Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка
надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперед. Выполнять 20-25
раз.
18.«Прогони комарика».
Цель. Учить вызывать самостоятельное дрожание кончика языка под действием
сильной воздушной струи.
Описание. Верхняя и нижняя губы прикасаются к
высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик
языка, приводит его в движение – язык дрожит.
19.«Покусывание кончика языка»
Цель. Активизировать мышцы кончика языка.
Описание. Губы в положении улыбки. Покусывание
кончика языка производится 8-10 раз.
20.«Качели»
Цель. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координацию
движений кончика языка (вверх-вниз).
Описание. Рот широко открыт. Кончик языка находится
за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы. Выполнять
15-20 раз.
21.«Катание шарика»
Цель. Укреплять боковые мышцы языка.
Описание. Губы сомкнуты, язык делает круговые
движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются
сначала по часовой стрелке (5-6 кругов); затем против часовой стрелки (5-6
кругов). Скорость движения языка можно менять.
22.«Часики»
Цель. Развивать боковые мышцы языка и координацию движений (справа - налево).
Описание. Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от
одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в
медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так.
Время выполнения – 20 секунд.
Учитель – логопед
Несмачных М. А. |