Тема.
Автоматизация звука [р]
Цель:
вовлечение
родителей в коррекционный процесс.
Задачи:
1.
Образовательные:
- закреплять знание о механизме звука
[Р] и его акустических особенностях;
- автоматизировать звук [Р] в слогах и
словах.
2.
Коррекционные:
- развивать артикуляционную моторику
посредством артикуляционной гимнастики;
- развитие слухового внимания, памяти;
- закреплять кинестетические ощущения
на данный артикуляционный уклад;
- формировать правильную
голосовыдыхаемую струю;
- уточнять правильную артикуляцию
звука [Р];
- развивать мелкую моторику;
- развивать графо-моторные навыки.
3.
Воспитательные:
- формировать положительную установку
на занятие;
- развивать умение внимательно слушать
в ходе всего логопедического занятия;
- прививать интерес к занятиям.
Оборудование:
предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.
Ход
занятия
1.Организационный этап
- Здравствуйте дети и родители! Я
рада видеть вас на занятии. Предлагаю подготовиться к предстоящему занятию и
выполнить самомассаж рук и лица вместе с солнышком. Ладошки - это солнышко, а
пальчики – это лучики.
Самомассаж
рук и лица
Солнышко милое,
(Поглаживающие
круговые движения левой ладони и наоборот, поочерёдное поглаживание
пальчиков)
Поделись своею силою!
Просыпайтесь, лучики,
Согревайтесь,
рученьки.
Солнышко проснулось,
(Показать
раскрытые ладони)
Лобика коснулось,
(Поглаживание
от носа к средней части ушей)
Лучиками провело и
погладило,
Солнышко проснулось,
К щёчкам
прикоснулось,
Лучиками провело и
погладило.
(Поглаживание
от носа к средней части ушей)
Солнце личико
согрело,
Потеплело, потеплело.
Наши ручки
потянулись,
(Поглаживание
от подбородка к средней части ушей,
Потянуться
руками вверх, улыбнуться)
Наши губки
улыбнулись.
- Улыбнитесь друг
другу, дорогие родители и дети. У всех поднялось настроение. И с хорошим
настроением мы начинаем наше занятие.
- Как вы уже
заметили, ваши детки научились рычать и рычат с удовольствием. Звук [р] - самый
сложный из звуков, но детки молодцы, с ним справились.
- Хочу обратить ваше
внимание, родители, чтобы вы не пугались, «утрированного» произношения звука
(чрезмерного его выделения в речи), это нормально. Со временем произношение
звука станет легче, мягче. И к школе ваш ребёнок будет замечательно
подготовлен.
2. Сообщение темы
- Сегодня наше занятие будет посвящено
звуку [р]
Анализ артикуляции. Артикуляция звука
[Р]
- Давай вспомним, как работают наши губки
и зубки, когда мы произносим звук [Р].
- Какое положение принимают губы и
зубы при произнесении звука [Р]? (Губы
полураскрыты, зубы разомкнуты).
- А где находится
кончик языка? (Кончик языка поднят
вверх и дрожит).
- Что делает горлышко? (поёт)
- Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)
Характеристика
звука
- Теперь давай дадим
характеристику этому звуку.
- Звук [Р] какой, гласный или
согласный звук? (согласный)
- Почему согласный? (так как нам - мешает «петь» язык)
- Звонкий или глухой звук? (звонкий)
- Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)
- Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый)
- Каким цветом его обозначаем? (синим)
- Давай теперь обобщим наши знания о
звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом,
буквой Р.
Развитие
фонематического слуха
- Сейчас я вам раздам кружки синего цвета,
поднимайте кружок тогда, когда услышите звук [р]. (Рома, мороженое, лотос, ландыш, рычать, кролик, круг, молоко,
крокодил, ландыш, кнопка, красный, крыжовник, оранжевый, малыш, школа,
Буратино, корова, масло, Рыба, рыбак, мало, рынок, рыть, пенал, рысь, рыжик, пельмени,
ура, нора, маленький, гора, кора, лодка,
буран, парад).
Автоматизация
правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.
Упражнение «Заведём машину».
- Предлагаю немного порычать. Вдох
через нос, выдох изо рта.
(р-р-р-р).
- Сначала тихо; (р-р-р-р).
- Громко; (р-р-р-р).
- Очень громко; (р-р-р-р).
- Тихо; (р-р-р-р).
- Громко. (р-р-р-р).
Мультимедийная
презентация «Прочитай слоги»
Физкультминутка
с озвучиванием «Лётчики на аэродром»
Мультимедийная
игра «Четвёртый лишний»
Игра «Чистоговоки»
Ра-ра-ра - мне вставать уже пора!
ра-ра-ра - нам готовят повара
ро-ро-ро - летит лёгкое перо
Ра-ра-ра — Рае нравится жара
Ра-ра-ра – высокая гора
Ры-ры-ры - прокачусь с горы
Ры-ры-ры
– летят комары
Ру-ру-ру
– начинаем мы игру
Ар-ар-ар - кипит наш самовар
ар-ар-ар - залетел к нам комар
Ар-ар-ар - это красный шар
Ир-ир-ир – мы за мир
III.
Итог занятия
- Какие задания вам больше всего
понравилось выполнять?
- Какие задания вы бы хотели выполнять
со своими детьми в домашних условиях?
|