«Формирование самостоятельности у детей»
(памятка
для родителей)
Шмелева
Ю.В., воспитатель
Наверное, каждый родитель желает
видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики
развития» создаются не сразу, они появляются ёще в раннем возрасте. От
совместных усилий при взаимодействии педагогов, родителей и детей. Успешность
ребёнка во многих видах деятельности зависит от способности проявить
самостоятельность, управлять своими действиями, добиваться поставленных целей,
которые ставятся перед ребёнком в воспитании и обучении. Всё это приобретается
постепенно и только с помощью взрослого, родителя. Чтобы помочь ребёнку
приобрести перечисленные ранее навыки, нужно знать, как в зависимости от возрастных особенностей
формируется самостоятельность.
1. Речь, как регулятор
поведения
В 3-4 года речь взрослого является
регулирующей. Чтобы ребёнок понимал нас, наши требования, указания: они должны
быть чёткими, конкретными и не длительными по содержанию. По словесной
инструкции ребёнок ещё не может выполнять сложные действия. Можно давать их
пошаговыми инструкциями, где переход от одних действий к другим.
2. В познавательной сфере при помощи активности зрения, слуха,
тактильных ощущений тела, рук, ног, ребёнок не может длительное время подчинять
своё внимание и поведение - правилам предложенным взрослыми. Отсюда, необходимо
развивать у ребёнка познавательный интерес к длительным видам деятельности,
которые требуют наблюдательности, усидчивости. Формируйте в ребёнке интерес к
объектам природы, учите наблюдать за изменениями в природе. Учите фиксировать
внимание ребёнка на переменах, происходящих в ближайшей обстановке, на столе, в
комнате. При длительной умственной, физической нагрузки ребёнок утомляем. Первые
5 минут ребёнок может быть более внимательным. Последующие 7-8 минут ребёнок
начинает отвлекаться, он не может длительно сохранять неподвижную позу и
слушать вас. Если вы в это время желаете продолжать совместные занятия,
позвольте ребёнку переключить внимание. Дайте ему расслабиться, снять
напряжение на 2 - 3 минуты на подвижные действия. Это может быть зарядка, игра
для отдельных частей тела (рук, ног, пальчиков). Затем ребёнок с новыми силами
станет воспринимать дальнейшие совместные беседы, игры. Ребёнок 3 - 4 лет особо
нуждается, чтобы его внимание и восприятие активизировали, направляли и
стимулировали.
3. В воспитании и обучении
учитывайте возрастные особенности детей. В 2,2 - 3 года ребёнок осознаёт себя как отдельного
человека, отличного от взрослого, формируется образ «Я» (с помощью взрослого).
Ребёнок стремится быть самостоятельным. Так позвольте ребёнку быть
самостоятельным, успешным в той деятельности, с которой он может справиться
сам. (Пример: культурно - гигиенические навыки). Чтобы ребёнок стремился быть
самостоятельным, выполнял действия, которые ему по силам:
- слушать взрослого;
- выполнять простые
просьбы, поручения;
- подражать, повторять
элементарные движения в игре, действия с игрушками, предметами;
поощряйте похвалой, подбадриванием,
создавайте маленькие игровые сюрпризы. Когда взрослый требует что-либо от
ребёнка, помните, что ему не так легко это сделать и сориентироваться. Он
стремится овладевать правилами (но не всегда), переносит требования в разные
ситуации.
• Не стоит переживать и настойчиво
требовать от ребёнка выполнять все ваши указания. В этом возрасте дети больше
опираются на свои личные, эгоистические интересы.
• Поставленную цель задания или
поручения, ребёнок может подменить на свою (соответствует возрасту). Пример:
родители попросили ребёнка нарисовать забор, а он прорисовал траву, дождик.
• Выполнение действий ребёнка в
определённых видах деятельности (пример: умение слушать рассказ, познавать
что-либо новое, культурно-гигиенические навыки, желание заниматься творчеством,
конструировать из кубиков постройки, лепить из пластилина) зависит:
- от личной заинтересованности;
- от
умений, которые сформировались при помощи взрослых;
-от умений
взрослого заинтересовать ребёнка к определённой деятельности с помощью игровых
приёмов, методов поощрения, похвалы.
• Игра и игровые приёмы являются лучшей стимуляцией для формирования
самостоятельности, управлением действий.
В
подвижных играх учите ребёнка несложных движениям по образцу.
Показывайте и обучайте ребёнка взаимодействовать с предметами конструкторами,
разборными игрушками. При этом
обратите внимание, как ребёнок относится к трудностям, если у него что-то не
получается:
- быстро теряет свой интерес и
бросает заниматься деятельностью (нужно разобраться в чём дело) ребёнок по
возрасту утомляем, либо плохо себя чувствует, возможно ему трудна эта
деятельность и требуется не раз ребёнку показать и обучить в определённой
деятельности; знания, которые даются могут быть не по возрасту; у ребёнка
отсутствует упорство, настойчивость а это важное качество при обучении; -
ребёнок нервничает и при этом не просит помощи взрослого (ребёнок возможно
стремится быть самостоятельным, но виду малых знаний, навыков ему трудна
деятельность, учите словесно ребёнка обращаться за вашей помощью);
• Помните, именно в этом возрасте
взрослый образец для подражания.
Ребёнок стремится копировать ваши
действия с игрушками, предметами. В настольных играх, при взаимодействии с
игрушками, разыгрывайте сюжет игры, побуждайте ребёнка внимательно следить за
образцом действий. Чтобы ребёнок мог повторять за вами.
4. Воспитывайте
культурно-гигиенические навыки
• Продолжайте учить детей под
контролем взрослого самостоятельно мыть руки перед едой, после прогулки.
• Помогайте и направляйте ребёнка к
привычке быть опрятным, аккуратным.
Во время приёма пищи, при одевании,
снятии одежды и складывании её в определённое место.
• Приучайте ребёнка пользоваться
индивидуальными предметами (носовой платок, салфетки, полотенце, расчёска) и
складывать их в положенное место.
От того как привьются
культурно-гигиенические навыки сформируется привычка и отношение к трудовой
деятельности. Умение трудиться развивает характер и целеустремлённость,
стремление доводить поставленную цель до конца.
Литература:
1. Русаков
А.С. Адаптация ребенка в детском саду. Советы педагогам и родителям, консультации:
Сборник. [Текст]/авт.-сост.: А.С. Русаков. - СПб.: Речь. Образовательные
проекты; М.: Сфера, 2010.-128с. |