СЕГОДНЯ: Четверг 25.04.2024  Московское время:20:38                                                Приветствую Вас  Гость  Группа: Гости
Подписаться на новости "Радуги" 

Меню сайта

Эл.приемные
kemerov@rfdeti.ru - уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области
glasko@list.ru- государственная служба по надзору и контролю в сфере образования Кем.области
recep@info.kem.ru- департамент образования и науки Кемеровской области
uoprk@yandex.ru- управление образования администрации Прокопьевского муниципального округа
yszkrbr@mail.ru- социальная служба пгт. Краснобродского

Горячая линия
Детский телефон доверия   8-800-2000-122

Вход

Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством образовательного процесса в детском саду?
Всего ответов: 56

Главная » Статьи » Воспитатель рекомендует

Как развивать воображение у дошкольников?

А.А. Скогорева, воспитатель 

Считается, что воображение в дошкольном возрасте развито лучше, чем в более поздние периоды жизни. Легкость и своеобразие комбинаций, которые возникают у детей этого возраста, привели некоторых исследователей к мысли о богатстве воображения. Однако в действительности эта легкость комбинирования образов указывает лишь на слабость воображения. Еще Ушинский говорил о том, что для ребенка не существует невозможного потому, что он еще не знает, что возможно и чего не может быть. Именно поэтому дети младшего дошкольного возраста часто смешивают «воображаемое» с «действительным».

Способность к воображению не дается с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. На основе обобщения большого экспериментального материала, полученного разными специалистами при исследовании детского воображения, выделены следующие этапы его развития:

1 этап (до 3 лет): воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. Об разы нечетки, неадекватны содержанию. Анализ носит неизбирательный характер, а синтез представляет уподобление. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, преобладают сенсомоторные формы преобразования наглядно данного, появляются речевые формы. Развивается условное избирательное действие и активность типа «покажи как».

Примеры заданий для первого этапа:

Задание 1. «Дорисуй картинку»

Предложите ребенку незаконченное изображение предмета и попросите назвать этот предмет. Если ему не удается сразу опознать предмет, то окажите ему помощь в виде загадок или наводящих вопросов. После того, как ребенок узнал предмет и представил себе его образ, он дорисовывает и раскрашивает картинку. Предъявляемые ребенку незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема предмета, частичное изображение. Предметные изображения можно объединить в смысловые группы (например, «овощи», «фрукты», «одежда», «цветы» и т.д.).

Задание 2. «Узнай предметы и нарисуй их»

Предложите ребенку картинку с «зашумленными» предметами (изображения предметов наложенью друг на друга). Такую картинку легко получить, переведя на один и тот же кусочек кальки или через копирку не сколько изображений отдельных предметов (не более 5-7). Для начала нужно взять объекты из одной смысловой группы, усложненные варианты — смешение групп или задание с геометрическими фигурами предлагаются позже. Ребенок должен узнать и назвать предметы. В качестве подсказки можно начать обводить контур предмета (в случае затруднения цветным карандашом). После того, как все предметы названы, предложите малышу нарисовать каждый из них отдельно.

Задание 3. «Кто больше придумает и нарисует»

Покажите ребенку изображение двух одинаковых по форме, но разных по величине геометрических фигур (любых) и предложите назвать как можно больше предметов, которые по форме похожи на нарисованные. После словесного «опредмечивания» попросите нарисовать их.

2 этап (3 года): происходит становление словесных форм воображения. Анализ делается более дифференцированным, появляется преобразование и комбинирование образов представлений. Отмечается отрыв условного действия от предметной опоры, идет детализация образа посредством слова, появляется фантазийная ложь. Происходит опредмечивание образа действием. Появление аффективного воображения связано с осознанием ребенком своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.

Примеры заданий для 2 этапа:

Задание 1. «Составление рассказов» (например на тему «Летний отдых»)

Вам понадобятся плоскостные изображения предметов, относящихся к теме. Их можно вырезать из старых книг или журналов (желательно наклеив на картон). Начните с расспроса ребенка о том, как он провел лето, где побывал, чем занимался. После того, как он воссоздал образы своих летних впечатлений, предложите ему набор фигурок, относящихся к данной теме (деревья, цветы, собака, дом, пруд и т.д.). На столе ребенок создает композицию из этих предметов и рассказывает, что происходит в изображенной ситуации. После этого можно нарисовать картинку на тему «Летний отдых».

Задание 2. «Небывальщина»

Если смешать два комплекта или более таких сюжетных фигурок (из задания 1), то ребенок может составлять из них смешные ком позиции — путаницы. Например, после «Летнего отдыха» можно составить композиции «Чего летом не бывает». В качестве примера демонстрируются готовые картинки-шутки (дети плавают в реке в валенках, на берегу стоит снежная баба и т.п.). Ребенку предлагают составить смешной рассказ, а потом нарисовать его.

Задание 3. «Дорисуй картинку»

Предложите ребенку недорисованную сюжетную картинку, которую он должен сначала внимательно изучить и описать, а потом дорисовать и раскрасить.

3 этап (4-6 лет): ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. Усиливаются элементы самостоятельного построения ролевой игры. Ребенок уже может представить состояние другого человека. Снижается фантазийный характер игровых действий. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.

Примеры заданий для 3 этапа:

Задание 1. «Геометрические фигуры в предметах»

Ребенку показывают картинку с изображением конкретной геометрической фигуры и просят отыскать в комнате предметы, в которых она присутствует, а потом нарисовать их.

Задание 2. «Волшебные превращения»

Ребенку предлагают картинку с изображением абстрактного элемента и два предметных изображения, в которых он присутствует. Затем его просят отыскать «спрятавшийся элемент» в предложенных картинках. Чтобы не запутаться, уже найденные элементы лучше обводить цветным карандашом или фломастером  работая с группой детей, можно устроить соревнование «Кто больше и быстрее найдет». После выполнения задания можно дать детям самим нарисовать такие картинки и предложить другим ребятам найти в них скрытый элемент.

Задание 3. «Дорисовывание на основе данного элемента»

Ребенку дают лист с нарисованным абстрактным элементом или фрагментом предмета. Необходимо дога даться, что начал рисовать художник, и дорисовать картинку

4 этап (7 лет): воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребенка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение, необходимость во внешних опорах исчезает. Появляются элементы творчества.

Примеры заданий для 4 этапа:

Задание 1. «Опорные слова»

На основе трех опорных слов ребенку предлагают либо сначала нарисовать рисунок, используя эти слова, а потом придумать рассказ по нему, либо сперва составить историю, а потом нарисовать к ней картинку. Варианты опорных слов: девочка, корзина, лес; мальчик, удочка, речка; мама, сумка, магазин; папа, ключи, машина; бабушка, иголка, рубашка; дедушка, кресло, газета; дядя, топор, дрова; дети, мяч, площадка; учитель, мел, доска; ученик, тетрадь, ручка и т.д.

Задание 2. «Иллюстрации к сказке»

Прочитайте ребенку сказку, после чего он выберет наиболее понравившийся эпизод, расскажет о нем и нарисует к нему картинку. Варианты сказок: «Красная шапочка», «Колобок», «Кот в сапогах», «Лиса и журавль», «Три толстяка», «Царевна-лягушка».

Задание 3. «Сочини историю»

Предложите ребенку придумать короткую историю и нарисовать к ней картинку. Ребенок может сам выбрать темы своих историй. Варианты тем историй: «8 марта», «Новый год», «В школе», «В театре», «В зоопарке», «На выставке», «На даче», «В лесу», «На море» и т.д.

Используемая литература:

1.                     Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2000. - 112с.

2.                     Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. - 4е. издание - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. - Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 - 271.

3.                     Дудецкий, вопросы воображения и творчества / . – Смоленск, 1974.

4.                     Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 2 - М., 1982 / Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 - 455.

5.                     http://psyznaiyka.net/view-voobragenie.html?id=razvitie-voobrajeniya

6.                     http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/10/08/statya-razvitie-voobrazheniya-v-ontogeneze

Категория: Воспитатель рекомендует | Добавил: Радуга (22.07.2017)
Просмотров: 691 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Новости

Полезные сайты
  • Сайт для воспитателей детских садов
  • В помощь воспитателю
  • Все для детского сада
  • В помощь родителям и педагогам
  • Министерство образования и науки РФ

  • Теги