Адаптация -
это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс
требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением. Многие
особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду пугают
родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще
адаптироваться, закончится ли когда-нибудь этот "ужас"? С
уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят
родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе
адаптации к детскому саду. В этот период почти все мамы думают, что именно их
ребенок "не садовский", а остальные малыши, якобы, ведут и чувствуют
себя лучше. Но это не так. Адаптация обычно протекает сложно. В новой
обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении,
стрессе, который не прекращается ни на минуту особенно в первые дни.
Поступление малыша в детский сад - это первый шаг в самостоятельную
жизнь, который не всем детям даётся легко.
Наша
задача сделать так, чтобы период адаптации прошёл для ребёнка безболезненно.
Для этого между педагогом и родителями, должны установится дружеские,
партнёрские отношения. Каждому ребёнку рано или поздно приходится
социализироваться, т е, становится способным жить среди других людей. Это
необходимый для всех этап.
Детки
к нам пришли очень маленькими и вы конечно же очень волнуетесь, как он
отреагирует на перемены в его жизни. С какими реальными проблемами, возможно
придётся столкнуться вам и малышу и как сделать процесс адаптации более мягким.
И чтобы адаптировать детей необходимо знать возрастные особенности на этом
вопросе мы и остановимся.
Дети
1, 5 – 2 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень короткий
период в жизни человека. Но этот период имеет непреходящее значение.
Основной
вид деятельности этих детей – манипулирование предметами. Т. е. ребенок вначале
изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти
предметы для других целей. Поэтому, чтобы предметная деятельность носила
развивающий характер, нужно ребенку осваивать разнообразные действия с одним и
тем же предметом, а значит, предметно-развивающая среда не должна быть
перегружена игрушками, но должна быть разнообразна. Игры со сверстниками не
привлекают этих детей, они предпочитают самостоятельные игры.
Происходит
активное формирование речи:
к 1, 5
годам ребенок должен владеть 30-40 словами;
к 2
годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны быть вопросы
«Кто?», «Что? », ребенок начинает употреблять не только существительные, но и
прилагательные, наречия, глаголы, местоимения. Формируется фразовая речь;
к 3 годам в
словарном запасе уже должно быть 300-700 слов. Речь
ребёнка в 3 года в норме должна быть достаточно развитой для ведения диалога,
самостоятельных монологов, сюжетно-ролевых игр. В это возрасте ваш малыш
сможет: рассказать о себе, назвать имя, пол, количество лет (сказать словами и
показать на пальцах). Составить правильные предложения из 3-5 слов минимум. Они
будут с местоимением, глаголом, существительным и прилагательным (наличие грамматических
ошибок – естественное явление). «Уменьшить» слово с помощью суффикса (собака –
собачка), использовать приставки (приехать, уехать, заехать), синонимы.
Применять в разговоре обобщающие слова (собака+кошка=звери, куртка+брюки=одежда).
Развитие познавательных
процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно
развиваются внимание, память, восприятие, мышление и т. д. Главной
функцией данного возраста является восприятие, поэтому наибольших успехов
ребенок достигнет не в области памяти или мышления, а в области восприятия. И
именно его надо развивать в первую очередь. Задача взрослого – правильно
называть признаки и действия предмета, постоянно озвучивать их, а затем и
спрашивать о них у ребенка. Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки:
матрешки, вкладыши, пирамидки. Важно приучать ребенка к книгам, больше
читать сказок и стихов. Основной способ познания ребенком окружающего мира
– метод проб и ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки, это
нормальная познавательная активность ребенка, а не его капризы. Внимание и
память ребенка раннего возраста непроизвольные. Т. е. привлекают и запоминаются
только яркие предметы, издающие звуки, картинки и т. д. Поведение ребенка
также непроизвольное, дети не могут сразу прекратить что-то делать или
выполнить сразу несколько действий. Эти дети очень восприимчивы к
эмоциональным состоянием окружающих и подвержены так называемому «эффекту
заражения»: если один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум,
еще три «лошадки» будут рядом с ним. Проявления положительных и отрицательных
эмоций зависит от физического комфорта.
Одно из условий уверенности и спокойствия
ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое
соблюдение режима дня.
Первые дни или даже недели могут быть тяжелыми -
ребенок может отказываться от «детсадовской» еды, плохо спать днем, сильно
уставать, много плакать, выглядеть вялым и подавленным… Естественные чувства
любой матери – жалость, сострадание
Рекомендации
родителям как справиться с этим состоянием
Во-первых,
будьте уверены и последовательны в своем решении. Будьте оптимистичны сами и
заражайте этим оптимизмом окружающих. Не показывайте ребенку своей тревоги.
• Настраивать
ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до
сада и стал таким большим.
•.
Начинайте посещение ДОУ по алгоритму, предложенному специалистами.
•
Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить его
ослабленную нервную систему.
• Не
увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратите
походы в общественные заведения, в гости. Намного сократите просмотр
телевизионных передач.
• Как
можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
• Создать в
воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
• При
выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к
детскому врачу или психологу.
• При
выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и
выполнять все предписания специалиста.
Полная
адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в
течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком
остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например,
старайтесь первое время одевать его в знакомую одежду, дать с собой в садик
любимую игрушку. Если ребенок сильно скучает, то может помочь какая-то
небольшая вещь мамы, например: ее шарфик или платочек.
В
первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления,
новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок
приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит
тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.
Поддерживайте
отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш
дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь
его успехам и творчеству.
Помните,
что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического
контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки,
обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку
дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу.
Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошел в детский сад,
каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится каждый день в
детском саду. Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны. И, скорее всего,
стресса, связанного с поступлением в детский сад, удастся избежать.
Мудрые папы
и мамы!
Период
адаптации не самый легкий в Вашей жизни и жизни вашего малыша. Вы наверняка
будете волноваться, а он наверняка будет скучать по маме и папе. Со временем
все наладится. И в Ваших силах позаботиться о том, чтобы первая дорожка Вашего
крохи не была чересчур ухабистой.
Удачи Вам!
Источник:
Научно методический
электронный журнал "Концепт"- 2015 [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://koncept.ru/2015 (дата обращения: 15.10.2018). |