«Каждый
ребенок – уникален и неповторим, каждый, уверяют психологи, одарен». Т. Галковская.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность,
несомненно, занимает одно из ведущих мест. Раньше существовало такое мнение,
что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только
научить их думать, сопереживать. Все считались одаренными.
Одно из приоритетных направлений развития
современного образования создание условий для развития одаренных детей. Как
известно, приобщение детей к музыке с ранних лет способствует раскрытию у них
самых разных талантов, и не только музыкальных.
Если внимательно посмотреть, на многих гениев, можно
выделить некоторые общие черты. Это, прежде всего, яркая увлеченность работой,
творческий характер деятельности и наличие воображения и фантазии, позволяющие предвидеть,
предвосхищать результаты этой деятельности. Пожалуй, все перечисленные
особенности можно наблюдать уже в дошкольном возрасте. Из воспоминаний о
детстве многих музыкантов, художников мы знаем, что они с ранних лет проявляли
свое желание заниматься той или иной деятельностью. Однако в дошкольном детстве
еще трудно выявить какое-то конкретное дарование и определить, насколько оно
уникально. Важно предоставить ребенку возможность делать то, что ему хочется:
танцевать, петь, рисовать, лепить, сочинять сказки и т.д. Поэтому первым
условием для выявления и развития одаренности
у детей является создание предметно-развивающей среды, накопления опыта
художественно – творческой деятельности в различных ее видах.
Второе условие - это развитие творческого воображения,
которое можно назвать «волшебной палочкой», данной каждому человеку при
рождении. Вот только нужно научиться пользоваться этой «волшебной палочкой», и
тогда каждый ребенок сможет стать настоящим Волшебником! Эта идея великолепно
представлена Е.Е.Кравцовой в ее книге «Разбуди в ребенке волшебника».
Е.Е.Кравцова убедительно показала, что многие ученые, конструкторы «получили свои
звания и правительственные награды за свое… воображение. Они создавали сказки
из самых будничных и обычных дел и поступков. Они были волшебниками!» Ссылаясь
на известного психолога В.В.Давыдова, автор книги показала особенности
проявления и развития воображения у детей. Во-первых, «воображение имеет место
там, где ребенок видит целое раньше частей… Это же качество - видеть целое
раньше частей - лежит в основе способности детей оживлять разные игрушки и
предметы, разговаривать, дружить или ссориться с ними, бояться или любить их».
Следующий совет - широко использовать различные виды
театрализованных игр, поскольку театрализация – один из самых универсальных,
доступных и любимых видов детской деятельности, позволяющих решать практически
все задачи воспитания и коррекции ребенка.
Хорошо бы пойти с детьми в настоящий театр и
посмотреть какой-нибудь интересный спектакль. Затем - обсудить, обменяться
впечатлениями. Очень важно мотивировать детей на любую деятельность, преподнести
таким образом, чтобы дети почувствовали свою заинтересованность в нем.
В нашем городском округе есть школа искусств. Предложите своему ребенку
экскурсию. Познакомьте его с музыкальными инструментами и покажите картины, которые
нарисовали дети. А, вернувшись, домой, предложите сделать своими руками из
ненужных бутылочек или киндер-сюрпризов шумовые инструменты. Вместе с ребенком
поиграйте простые песенки - прибаутки и вы увидите - насколько музыкален ваш
ребенок. Дайте в руки краски и нарисуйте впечатления об экскурсии.
Процесс «превращения детей в Волшебников» очень
ответственный, так как на всю жизнь закладываются способности к творчеству,
раскрывается эмоциональная сфера, дается толчок к развитию Сознания. Детям
важно внушить, что овладение «волшебной палочкой» творческим воображением
накладывает огромную ответственность на человека. Настоящий Волшебник
ответственен за свои Мысли,Слова и Поступки!![](http://raduga49.ucoz.com/_pu/0/56152106.jpg)
Итак, самым сенситивным периодом для развития
способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый
ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных
условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших
высот в своем развитии. Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных
детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей
образовательных учреждений с целью создания благоприятных условий для
реализации творческого потенциала детей.
Воспитание добрых и умных Волшебников – наша с вами
задача.
Список
литературы:
Т.Буренина
журнал «Музыкальная палитра» №2 - 2011г.