Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. Такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.
Следующий вид игр, в которых используется детский фольклор – игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:
Самомассаж
Шевеление пальчиков.
Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем – и без помощи другой руки.
Разведение пальцев и их сведение.
Хлопки
Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
Помахивание кистями – сверху вниз.
Помахивание кистями к себе и от себя.
Вращение кистей - «фонарики».
Вместе с движениями произносим слова:
Жили-были зайчики
Длинненькие ушки
Жили-были зайчики
В маленькой избушке
Мыли зайки ушки
Мыли зайки лапки
Наряжались зайчики
Надевали Тапочки
Надевали рукавички
Надевали шапочки
Вот какие зайчики.
( руки поставить на пояс, и показать какие ).
Акулька – в люльке,
Аленка – в пеленке,
Аринка – на перинке,
Степан – на печке,
Иван – на крылечке.
(Пригибают пальчики, к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно, шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки.
Поехали, поехали
За грибами, за орехами.
Приехали, приехали
С грибами, с орехами
На дорожке ямка
В ямку бух, а там петух,
Клюх, клюх, клюх.
Дети бегут, как петушок, любуясь своим клювом, в конце присаживаются.
Большое место в работе необходимо отводить шутке, веселью. Для этого применять докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:
- Ваня-Ванечка куда ходил?
- В лесочек!
- Что видел?
- Пенечек!
- А под пенечком?
- Грибочек!
- Хвать его и в кузовочек!
Планируя игры, детский фольклор подбирать нужно разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).
Детский фольклор использовать и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходут скороговорки:
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети, в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка – это целая живая картина.
Сидит кот у ворот,
К себе кошечку ждет,
На балалаечке поигрывает,
Мышкам глупеньким подмигивает.
На материале детского фольклора можно составлять тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему. Вашему вниманию предложена такая игра-инсценировка «Репка», которую дети разыгрывают как маленький спектакль. Такие инсценировки разыгрываются по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая – зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях, учу детей доброжелательно относится друг к другу.
Они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.
А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для родителей.
Самые любимые игры для детей – это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки – это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Стадо» мы используем закличку:
Пастушок, пастушок,
Заиграй в рожок!
Травка мягкая, роса гладкая,
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). В игре мы используем попевочку:
Первенчики, червенчики,
Летели голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок –
Молчок!
Воспитатель первой младшей группы «Лесовички»
Фомина Е.Р.
|