Консультация для родителей
«В союзе с природой»
Воспитание правильного
отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами,
может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если
система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.
В детском саду
воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями,
животными, птицами.
Замечательный педагог
В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то,
что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству
духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего, мир природы с
безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой». Здесь, в природе
источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов
очень широкий. Среди вопросов, которые они задают взрослым, есть и такие, что
вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое,
что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в
парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как
распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья
попадали. От взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него
развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его
речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт со
взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учиться в школе. Он на
деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе
и ничто не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных
наблюдений, ребёнок учится думать и отвечать на вопрос «почему?»
И пусть такая работа
сложна, но в результате в сознании ребёнка с раннего детства закладываются
основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать
умозаключения, выводы.
Дети любят ходить с взрослыми в лес,
не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и
чудес!», а уходя попрощаться с ним:
Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий до свиданья!
Защитил ты нас от зноя
Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
Надо всегда напоминать
детям, что много видит и слышит только тот, кто идет неспеша, ступает неслышно,
тогда он многое увидит: как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится
сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами.
Поиграйте с детьми в игру «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать,
как пахнет земляника, мох, листья мяты и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а
потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми глазами, каким
растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы.
Заметили муравейник -
понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на
гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от вредителей.
Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое.
В лес можно ходить в
разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать
сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево.
Правильно делают те
родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри
как красиво!», «Какой сегодня белый пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что
похоже облако!» и т. д.
Дети после игр со
снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно.
Часто в воскресные дни
пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на
раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул - хлеба
надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему
говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей
трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже
самый маленький ребенок должен беречь хлеб.
А у кого есть дома
животные, не забывать их кормить. Сначала вместе с вами, дорогие папы и мамы, а
потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать.
Умение видеть и
понимать другое живое существо, тонкое движение души ребёнка, зависит от
интереса к растению, животному - от степени развития наблюдательности,
нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете.
Когда мы, взрослые, говорим: «не рви, не топчи, не ломай, не трогай», необходимо
объяснять почему. Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо
рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать
художественную литературу.
Надо всегда помнить
всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме
должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.
Список
литературы:
Смирнова Т.В.. Ребенок познает мир [Текст] / авт.-сост.
Т.В.Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2011. |