Человеческая
деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и
загрязнение, и нерациональное расходование её ресурсов.
Деятельность
человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение
к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек
начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Основы
характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять
детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие
навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое
отношение к природе.
Красота
родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать
свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек
оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы
радовали всех леса и озёра, поля и реки.
В
воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет, и не может быть
мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка,
растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны
взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.
Любовь
детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому, прежде всего,
нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому
со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей
природной среде.
Заинтересовывать
ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание
домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует
всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых
росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие
растения как герань или бегония, комнатные культуры томатов и огурцов.
Ответственность — важное человеческое качество. И именно его мы будем
развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать
вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки
фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на
подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?
Каждая
семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у
ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.
Большое
воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку
или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно
воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни
природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается
наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.
Очень
большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая
ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты,
направляют его мысли и интересы на жизнь природы.
Особенно
ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое
существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и
трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на
формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом.
С животными ребёнок может эмоционально общаться - играть и разговаривать. Игры
с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически.
Ребенок становится подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и
координация движений. Наличие животного в доме делает дружнее и добрее
семью.
Так
же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка
из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп,
теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов
– всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников.
Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть
творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети
учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.
Экологическое
воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует
постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени
на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение
добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во
взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и
неживому на Земле.
Список литературы:
1.
Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников:
Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений,
учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с.
2. Николаева,
С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей
детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с. |