А.А.Скогорева, воспитатель
В дошкольном возрасте Ваш
ребенок, только начинает познавать окружающий мир. Изучая его, он приобретает
способности, обобщать группы предметов, и разбивать их на составные части.
Строительно-конструктивные игры знакомят малыша с составными частями окружающего
мира.
Строительная игра
разновидность творческой игры, которой присуща и воображение,
самостоятельность, самоорганизация, и
эмоциональная насыщенность. Они часто переплетаются с сюжетно-ролевой игрой,
и могут быть ее началом. Постройка, может является, предметом обстановки, или
возводится только ради процесса.
В теории
выделяют такие виды конструирования:
1.
по образцу
2.
по заданной теме
3.
по собственному замыслу
4.
по условиям
5.
по моделям
У каждого из
видов конструирования свои достоинства, поэтому необходимо сочетать их
в образовательной работе. Сочетание этих видов в образовательном процессе,
позволяют сформировать конструктивные умения и отвести ребенка от
однообразных манипулятивных действий.
Перед
воспитателем в этом случае стоит ряд задач:
–
познакомить детей приемам строительства;
– расширять представления о сооружениях окружающего мира, воспроизводить их в
игровых постройках;
– побуждать детей к использованию в игре приобретенных умений и навыков
конструирования;
– формировать умения детей создавать постройки коллективно.
–
направлять детей к организованной работе,
соблюдая порядок при использовании материала;
– развивать умение работать целенаправленно, предварительно обдумывать свои
действия (обдумывание
элементарных форм предстоящей работы).
Строительно-конструктивные игры способствуют развитию у ребенка
творчества, мышления, пространственного воображения. Они способствуют формированию умений
взаимодействовать с коллективом, общаться со сверстниками и взрослыми в
процессе деятельности. Кроме того, у детей заметно развивается интерес к
технике. Они учатся доводить начатое дело до конца, видеть результат
коллективного труда и его пользу. Поэтому игры требуют особого внимания в
организации игровой среды. Материал должен быть разнообразным, привлекательно
оформленным, устойчивым и соответствовать возрасту детей. Развитие
строительно-конструктивной игры прослеживается в играх дошкольников разных
возрастных групп.
Младшая
группа. К трем годам дети уже могут назвать, что будут строить и
способны к большей самостоятельности. В этом возрасте предусматривается конструирование только из строительного материала. Они конструируют
постройки из кубиков, кирпичиков, пластина, трехгранных
призм. Учатся различать их по форме и величине.
Воспитанники узнают эти формы независимо от положения на плоскости стола
(стоит, лежит, он расположен короткой или длинной стороной к ребенку). Они
учатся: правильно называть предметы строительного
материала (кубик, кирпичик);
понимать и правильно употреблять слова (большой - маленький, длинный -
короткий, высокий - низкий, широкий - узкий). В этом возрасте, дети умеют правильно
выполнять словесные указания воспитателя.
Средняя группа. Дети
четырех лет приобретают устойчивый интерес к строительным играм. Они хорошо
знакомы с некоторыми деталями строительного материала, знают их назначение.
Дети запоминают способы создания несложных построек. Если ранее ребенок подражал действиям воспитателя, то в
средней группе он уже может назвать тему постройки, способен выполнять
задуманное до конца. Но темы, часто меняются, под влиянием внешних
обстоятельств, и порой могут быть реализованы, лишь с помощью воспитателя.
Игры детей становятся
разнообразнее по тематике и богаче
по содержанию, так как в них отражаются не только впечатления о том, что их
окружает в детском саду, но и о том, что они узнали из поездок с родителями на
дачу, о чем слышали из рассказов, сказок. К концу года дети способны играть с
одной постройкой несколько дней, внося незначительные изменения. Иногда,
задумав игру, они делают для нее постройки, отбирают игрушки, соответствующие
ее замыслу.
У детей возникает больший
интерес к качеству своего труда. У них появляется желание научиться выполнять работу
красиво, как этого требует воспитатель. Их привлекает сам процесс усвоения
умений. В связи с этим они охотно упражняются, чтобы добиться лучших
результатов.
Потребность в контакте с
другими детьми для совместной деятельности возрастает. Ребенок уже стремится
согласовывать свои действия с действиями товарищей ради достижения общей цели.
Старшая группа. Дети 5-6 лет охотно и самостоятельно
строят, делают игрушки. Игры
становятся интереснее, разнообразнее. В них отражается широкий круг знаний,
которые они приобретают из непосредственных наблюдений окружающего мира, из
обширной информации по радио, телевидению, из книг и рассказов взрослых. В
определении замысла и развитии сюжета появляется большая самостоятельность. У
них появляются элементы самоконтроля: замечают свои ошибки, неточности в изображении
и стараются исправить их.
Успех в деятельности достигается еще и тем, что дети могут запомнить и
рассказать, как они собираются действовать, хотя это удается им еще не так
легко. Воспитатель помогает детям правильно и точно излагать мысли. Развитие
речи приводит к тому, что дети способны договориться и отвечать, что будут
вместе конструировать. В затруднительных случаях воспитатель должен прийти на
помощь: подсказать отдельные приемы работы, уточнить характерные особенности
формы, детали изображаемого предмета, показать соответствующие иллюстрации.
Подготовительная к школе группа. Для детей этого возраста конструирование
является одним из интересных занятий. У них уже есть опыт в познании окружающей
действительности, осознанное отношение к технике, к архитектурным памятникам.
Они уже в состоянии дать элементарную эстетическую оценку различным предметам
архитектуры. Стараются быть более организованными в работе, умеют считаться с
требованиями коллектива, быть дисциплинированными, контролировать свою
деятельность.
Основное внимание, обращается на более сложные формы обследования
предметов, с целью формирования обобщенных представлений о группах предметов.
Обследование здесь направлено и на то, чтобы дети могли видеть предметы в
разных пространственных положениях, и представить последовательность процесса
конструирования. Дети учатся планировать, какой будет постройка, каким будет
материал.
Используемая литература:
1. 1. http://books.google.ru/books?id=w3n_AgAAQBAJ&pg=PA51&dq
2. 2. http://elive.com.ua/sovremennyj-konstruktor-s-davnej-istoriej-lego-foto
3. 3. http://www.labirint.ru/books
4. 4. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive
5. 5. http://festival.1september.ru/articles/643768/
6. 6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика
[Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова // Учебное пособие для студентов сред.
педагогических учебных заведений.-3-е изд.-М.: Издательский центр «Академия»,
2001.- 416с.
7. 7. Куцакова Л. В. Конструирование
и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты
занятий / Л. В. Куцакова.– М.: Сфера, 2006. – 240с.
8. 8. Программа воспитания и обучения в детском
саду /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Коморовой, - 6-е изд.,
испр. И доп. – М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011. – 208с.
9. 9. Яковлева И. А. Педагогическая система руководства
строительно-конструктивными играми [Текст] / И. А. Яковлева // Актуальные
задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. — Чита: Издательство
Молодой ученый, 2014. -100с.