В настоящее время появилось много детей,
которых называют проблемными. К ним относят леворуких и медлительных, одаренных
и гиперактивных. Их называют трудными, т. к. их особенности ещё недостаточно
изучены педагогами, учёными и родителями.
Леворукие и медлительные дети наиболее часто страдают от непонимания
взрослых, от их желания «переделать» природу – заставить леворукого быть «как
все» – праворуким, а медлительного – быстрым. Стремление родителей и педагогов «не
ждать милостей от природы» всегда плачевно.
Использование левой или правой руки в качестве ведущей – это не прихоть
ребенка, не желание его или окружающих. Это, прежде всего отражение психической
деятельности человека. Ее нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое
вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым
последствиям, которые могут проявиться через несколько лет.
Педагогам и родителям не надо стараться подогнать ребенка под
общеизвестные правила. Он может действия той рукой, какой ему удобнее. При этом
родителям нужно постараться развивать обе руки ребенка – при рисовании, в игре
давать ему карандаши, игрушки в обе руки попеременно. Вопросы переучивания
решаются только со специалистами в более позднем возрасте.
Для
выявления леворукости у детей в раннем возрасте можно проделать ряд
экспериментов, например: попросить отвинтить и завинтить крышки нескольких
баночек разной величины, из бусин с помощью иголки собрать браслетик, собрать
цепочку из скрепок, построить из кубиков высокую башню, подбросить мяч и
поймать его одной рукой, вырезать по контуру фигурку из картинки, завязать
бантик, расстегнуть и застегнуть пуговицы, нарисовать человечка,
домик, елочку сначала одной, затем другой ручкой, причесать куклу.
Раннее и дошкольное детство - это период, когда эмоции господствуют
практически над всеми сторонами жизни ребенка, и он находится как бы в их
плену. На протяжении дошкольного возраста увеличивается устойчивость чувств,
они становятся более глубокими, осознанными и обобщенными. Возрастает умение
ребенка контролировать свои эмоциональные реакции. Появляются новые, высшие
чувства: нравственные, эстетические, познавательные.
В дошкольном возрасте причиной негативных эмоциональных состояний левшей
чаще всего является депривация потребности общения в семье или со сверстниками.
Литературные данные свидетельствуют о том, что высокую ситуативную тревожность
у леворуких детей могут провоцировать такие ситуации как возможность разлуки с
матерью, расставание с родителями, резкое изменение привычной обстановки,
поступление в школу, неприятие со стороны сверстников. Огромное влияние на
эмоциональное развитие ребенка оказывает эмоциональный стиль поведения
родителей. Усвоенный от родителей в результате подражания стиль поведения
превращается в черту характера ребенка.
В числе эмоциональных проявлений дошкольника, обращающих на себя
внимание родителей и чаще всего изучаемых психологами, находятся: детская
агрессивность (удары ногами и кулаками, щипки, угрозы, разрушение построек
сверстников и др.), детские страхи, депрессия, конфликтность, тревожность
Литература: 1. Монтессори М.
Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка –
М., Педагогика, 1993. – 266 с. |