В детский сад сюжетно-ролевые игры
пришли сами собой, так как это естественная форма поведения детей. Игра для
малышей – не просто баловство. Практически, большую часть своего времени
обычный ребенок проводит в игре.
Сюжетно-ролевые игры в детском саду и
дома – это важное средство самовыражения для крохи, проба сил. Если в игре
принимает активное участие взрослый, то это позволяет ему сблизиться с
ребенком, установить более тесный контакт. Сюжетно-ролевые игры в детском
саду позволяют воспитателю лучше узнать своих детей, их характер, привычки,
организационные способности и творческие возможности, а это, в свою очередь,
является основой для того, чтобы найти наиболее правильные пути воздействия на
каждого ребенка в отдельности.
Сюжетно-ролевая игра дает возможность
ребенку попробовать себя во взрослых ролях, проявить творческий подход в
нестандартных жизненных ситуациях, заставляет решать разнообразные задачи,
возникающие по ходу «живого» сюжета игры. Сюжетно-ролевые игры в детском саду
представляют собой соревнование в решении задач взаимодействия людей. Детям
приходится, примеряя на себя разные роли, учиться выстраивать отношения как
можно более правильно, рационально, логически мыслить и правильно реагировать
на ситуацию.
Сюжетно-ролевые игры в детском саду, как
и на игровой площадке или в квартире, выполняют целый ряд функций:
Во-первых, это социокультурная функция.
В ходе такой игры воссоздаются культурные традиции и ценности народа. А сама
игра выступает эталоном культурных ценностей, потому что в ней заложены правила
взаимодействия и поведения людей, общественные и общечеловеческие нормы. Без
соблюдения этих правил невозможно организовать полноценную игру.
Во-вторых, сюжетно-ролевые игры в
детском саду выполняют коммуникативную функцию. Играя, дети учатся
устанавливать новые связи и отношения в связи с достижением своей цели. Ведь в
игре просто необходимо общаться! Для примера: в группе есть очень замкнутый
ребенок, для которого даже поздороваться – практически невыполнимая задача. Но
когда ребятишки играют «в больницу» - этот ребенок в роли пациента делает
усилие над собой – «здороваться», «прощаться» и поддерживать разговор требуют
правила игры!
В-третьих, это деятельная функция. Игра
– это всегда действие, реальная деятельность. Причем, одна сюжетно-ролевая игра
подразумевает много видов деятельности (игра «в аптеку» - общение с соблюдением
правил этикета, счёт, манипуляционные действия с предметами, упорядочение,
систематизация предметов, «помощь больному» и т.д.)
В-четвертых, сюжетно-ролевые игры
выполняют функцию самореализации. Не каждый ребенок может быть «учителем» или
«командиром отряда». Любая игра имеет цель, для достижения которой необходимо
применить свои знания и навыки.
И, наконец, сюжетно-ролевые игры
осуществляют функцию коррекционную (защитную). В этом, пожалуй, самая важная их
роль. Игра – модель общества, его жизни и отношений. И поэтому в ходе игры
ребенка можно научить видеть и решать свои проблемы. («Я хочу быть хорошим
тигренком, но не умею «р-р-р-рычать». Вывод: надо научиться!»)
Ролевую игру отличает непременное
наличие вымышленной ситуации и сочетание экстремальности, интерпретации с четко
заданными правилами. Обязательно необходимо вместе с детьми проанализировать
условия и возможность проведения ролевой игры, собрать и подготовить
«инвентарь» - комплекты для таких игр, представляющие собой специально
созданные с этой целью игровые наборы профессиональных предметов, детской
посуды, мебели, овощей и фруктов, оборудования и т.д. и т.п. А если есть
возможность – и ролевые костюмы (моряка, повара, военного – всевозможные
варианты, в зависимости от игры).
Тогда игра становится для ребенка еще
более реалистичной, доставляет еще больше эмоций. Ролевые игры
подразумевают ознакомления участников с текстом игры, изучение возможностей
участников и распределение ролей, выбор места и оформление игровой территории,
желательно – организацию театрального начала и конца игры.
Детский сад сюжетно-ролевые игры делает
более зрелищными, продуманными и организованными, чем домашние игры. В них
участвует больше детей. Такая игра театрализована, обязателен анализ игры с
педагогической точки зрения. Дома игры носят более хаотичный характер,
без видимого четкого начала и с «отсроченным» концом, длятся порой по нескольку
дней, а то и больше. Но дома у ребенка больше подручных материалов, которые
постоянно меняют свое назначение, по воле фантазии малыша. Конечно, нужно
поощрять сюжетно-ролевые игры и дома. А, покупая ребенку специальные наборы для
сюжетно-ролевых игр, костюмы, конструкторы для моделирования игровых ситуаций,
следует анализировать: что вы хотели бы развить, усовершенствовать в
своем ребенке или чего не хватает ребенку. Можно организовать игру, которая
научит управлять, командовать или быть более ловким, подвижным и т.д. И,
конечно, активно включайтесь в игру сами.
Игры в детском саду контролирует
воспитатель, который организовывает эффективное начало (педагогу важно уметь
начать игру, заинтересовать, направить в нужное русло). При этом важна
эмоциональность самого воспитателя, образность его речи, уважительное отношение
к участниками игры. Игры должны проводиться в правильно выбранном темпе:
замедленный темп утомляет, расхолаживает детей, слишком быстрый – не дает
возможность успевать сориентироваться в ситуации. Прекрасно, если воспитатель
выступает в роли участника, и совсем не обязательно в «главной» роли. Но при
этом он авторитетно «ведет» и контролирует игру, дав детям максимальную степень
свободы. И ни в коем случае не подавляя фантазию малышей!
Правильно построенные сюжетно-ролевые
игры в детском саду позволяют воспитателю наблюдать и делать выводы, возможно –
посоветовать маме, на что обратить внимание.
Если сюжетно-ролевую игру для
ребенка не организовать – он все равно будет играть в нее сам. Некоторые мамы
удивляются и даже негодуют, видя, что их ребенок дома «разговаривает сам с
собой», причем, очень увлеченно. Но это вполне нормально – ребенок играет. И
чем меньше он наигрался в детском саду – тем больше будет создавать игровые
ситуации в своем воображении. Все потому, что человек живет в обществе, и, как
только получает определенное социальное умение – ему нужно его реализовать и
развить. А сделать это пока проще всего в игре. Таким образом, игра стимулирует
ускорение развития человечка.
На сегодняшний день организовывать игры
в детском саду и дома достаточно просто и весело, так как существуют специально
созданные производителями детских товаров наборы для игры «в магазин» или «в
больницу», «в хозяюшек» или «в военных», «в дочки-матери» и что еще подскажет
фантазия. Существуют специально на детей пошитые костюмы, символизирующие
разнообразные социальные роли и дающие ребенку полностью окунуться в любой
образ. Существуют наборы для пальчикового театра, представляющего собой ту же
хорошо организованную сюжетно-ролевую игру, и наборы–конструкторы, позволяющие
построить целый маленький «игровой мир». И это прекрасно. Потому что в этом и
выражается наша забота о развитии ребенка-дошкольника – дать ему
возможность полноценной игровой деятельности. Воспитатель: Березина Т.А. |