Рекомендации
по взаимодействию с тревожным ребенком
* Не привлекать
тревожных детей к видам деятельности соревновательного характера;
* Не подгонять
тревожных детей флегматического и меланхолического типов темперамента, давать им возможность
действовать в привычном для них темпе (такого ребенка можно чуть раньше, чем
остальных, посадить за стол, одевать его в первую очередь и т. д.);
* Хвалить ребёнка даже
за не очень значительные достижения;
* Не заставлять ребёнка
вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он сначала просто посмотрит, как
это делают его сверстники);
* Использовать в работе
с тревожными детьми игрушки и материалы, уже знакомые им;
* Закрепить за
ребёнком постоянное место за столом;
* Попросить ребёнка
быть помощником воспитателю, если он не отходит от взрослого ни на шаг.
* Полезно обсуждать с
ребёнком предстоящий день, вместе с ним планировать дела.
* Ребёнку необходимы
положительные послания относительные его
возможностей. Не критическое «Ты ошибся, значит, ты плохой» , а отношение к
ошибкам как к позитивному опыту. Это позволит ребёнку заниматься новыми видами
деятельности без сопровождающей тревоги.
* Важно формировать у
ребёнка адекватную самооценку. Для этого лучше всего не оценивать его (ни положительно,
ни отрицательно), а интересоваться его деятельностью и ее результатами,
спрашивая его самого о том, как он оценивает свою работу и почему. Не следует
сравнивать ребёнка с другими детьми.
* Не надо заставлять
ребёнка делать то, что вызывает у него тревогу ( например, непременно выступить
на утреннике, принять участие в игре и т.п.). Подождите, пока он сам не
захочет, не обретет внутреннюю готовность к каким – то действиям.
* Для тревожных детей
очень полезны игры на свежем воздухе, игры с творческим материалом (шишками, камушками, песком, фантиками, и т.
д.) , а также все виды водных процедур, кроме серьезных спортивных занятий.
* Желательно постепенно
увлекать ребёнка рисованием восковыми мелками и красками ( причем не только
кисточкой, но и пальчиками), работой с пластилином и глиной. Таким детям важно
все вокруг контролировать, а работа с творческим материалом позволяет им
принять непредсказуемость жизни через непредсказуемость творчества.
Список литературы:
1. Пирожкова И.Н., Захарова О.С. Сборник «Как
научить детей сотрудничать», 2010 г.
Дерюгина
Г.В., воспитатель группы «Растишки»
|