Родителям хочется
видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими
людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире
взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в
этом.
Способность к общению
включает в себя:
Желание вступать в
контакт с окружающими («Я
хочу!»).
Умение организовать
общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально
сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
Знание норм и правил,
которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
От рождения до 1 года
ведущим типом деятельности (тем, в котором происходят основные качественные
изменения психики ребенка) является непосредственно-эмоциональное общение с
матерью.
На первый взгляд
новорожденный производит впечатление примитивного организма, зависимого от
внешних воздействий. Да, у него есть элементарные рефлексы: сосательный,
оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и др. По данным
исследования ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо простым фигуркам,
а трех -четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица незнакомого
человека. Уже в первые недели малыш способен подражать выражению лица взрослого
и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие средства
общения, как улыбка и плач.
На втором месяце жизни
возникает специфическая человеческая потребность – в общении с другим
человеком. У малыша она проявляется в «комплексе оживления». Эта реакция
выражается бурным движением ручек и ножек. В три месяца ребенок уже выделяет
близкого ему человека, а в шесть отличает своих от чужих. В это время для
ребенка важно слышать голоса близких ему людей, чувствовать прикосновения,
поглаживания – телесные контакты.
Далее общение ребенка и
взрослого начинает происходить в совместных действиях.
От
1 года до 3 лет ведущий тип деятельности – предметно-манипулятивный. Ребенок
открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми.
Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом,
обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова.
Далее развитие способности к общению связано с развитие речи ребенка.
Критериями гармоничных
отношений между ребенком и родителями можно считать:
- создание у ребенка
уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;
- признание права на
индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей;
- сохранение
независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».
В возрасте 3-7 лет
ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся
потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.
Большинство родителей
уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда,
хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда
хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его
трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет
игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк»
(подражание зверям).
Отдельно хотелось бы
рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника – замкнутость,
застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой
коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть
психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные
отношения в семье.
Важным компонентом
благополучного развития ребенка является формирование его адекватной
самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую
не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества
адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность,
желание идти на контакт.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. 1. «Театрализованные
игры в детском саду». Т.И.Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова, «Играем в кукольный театр. Пособие для практических
работников общеобразовательных учреждений». «Эмоциональное развитие дошкольника
под редакцией А.Д. Кошелевой.
2. Виноградова
М. Д., Первин И. Б. Коллективная деятельность и воспитание школьников. М., 1977. 155 с.
3. Волокитина
М. Н. Очерки психологии младших школьников. М.,
1955. 183 с.
4. Выготский
Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956. 519 с.
|