Давай будем одеваться. Я сама! Я сама Пойдем, будем умываться. Я сама! Я сама! Ну, идем, хоть причешу я. Я сама! Я сама! Ну, давай хоть накормлю я.
Я сама! Я сама!
Самостоятельность - ценное качество,
необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего
возраста. Задача взрослых - развить это
качество, направить его в нужное русло и не глушить назойливой опекой.
Всем известно стремление младших
дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в
деятельности, в которой ребенок проявляет свое отношение к окружающим . Это не
только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по
самообслуживанию. Малыш еще не всегда осознает, что первая его трудовая
деятельность необходима прежде всего ему самому, т.к овладение нужными навыками позволяет ему
обходиться без посторонней помощи взрослых . Ребенок еще не понимает, что тем
самым он проявляет заботу о них. Такой мотив к труду формируется только под
воздействием взрослого. Овладение навыками самообслуживания позволяет
ребенку оказывать помощь другим детям,
требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует
выработке настойчивости и
самостоятельности. Семья располагает благоприятными условиями для привлечения
ребенка-дошкольника к труду. В семье нравственный смысл и цель труда для
ребенка особенно наглядны. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в
семье, могут быть разнообразны по
содержанию. Ребенок наглядно убеждается в значимости своего труда для всех
членов семьи. Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье и совместная деятельность. Значение
совместного труда велико. Он, прежде
всего, удовлетворяет потребность ребенка в общении с близкими: «Мне с мамой
всегда весело трудиться», «Я люблю с папой что - нибудь мастерить». Хозяйственно-бытовой труд в семье может
быть разнообразен. Ручной труд: изготовление поделок в
подарок близким собственными руками, сюрприз, украшение. Требует от ребенка проявление
старательности, инициативы, настойчивости.
Труд по уходу за комнатными растениями и
животными: полив и рыхление цветов, кормление домашних питомцев, чистка клетки
и т.д. Этот вид труда воспитывает в ребенке доброту, отзывчивость, любовь и
бережное отношение к животным и растениям. Также волевые качества
самостоятельность, организованность, ответственность.
Оказание посильной помощи близким:
помощь маме на кухне (сложить ложки на место, что то подать при готовке и т. д). Помощь папе и бабушке. Главное чтобы
просьба была для ребенка не сложной и вызывала интерес.
Труд должен приносить ребенку радость.
Поэтому не нужно упрекать ребенка в медлительности и неуклюжести. Опыт придет постепенно. Оценивая то или иное
действие ребенка необходимо кроме похвалы, указать конкретно, что сделано
хорошо, а что удалось не совсем. Похвала не должна быть фальшивой,
преувеличенной. Она должна быть заслуженной, такая оценка поможет укрепить у ребенка желание стараться,
умение преодолевать трудности, добиваться результата.
Фомина Е.Р., воспитатель |