Фонематический слух -
это тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка,
является основой для понимания смысла сказанного. Фонематическое
восприятие - это способность различать фонемы родного
языка и определять звуковой состав слова.
Дети с хорошим фонематическим слухом и восприятием начинают рано говорить чисто, так как
они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с
проблемным фонематическим
слухом и восприятием страдает
звукопроизношение, понимание речи, так как они не могут различить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково.
Задача взрослого помочь правильной сформированности у малыша фонематических
процессов. В решении этой задачи лучший помощник – игра. Поэтому с педагогами
был проведён мастер-класс «Формирование фонематического слуха
и восприятия у воспитанников старшего дошкольного возраста», в целях дальнейшего
применения предложенных игр в работе с воспитанниками. В ходе мастер-класса были продемонстрированы игры,
способствующие формированию фонематического слуха и восприятия у дошкольников.
Предложенные вниманию участников мастер-класса игры способствуют: развитию
умения слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов, дифференцировать
звуки (игра «Поймай звук»); выделять
заданный звук среди предметов, изображенных на картинках (игра «Где
живёт звук»); определять место
звука в слове (дидактическая игра
«Найди место звука в слове»); подбирать слова на заданный звук (игра «Придумай
имя»); делить слова на слоги (игра «Прохлопай
слово»); называть слова на
заданный звук (игра «Клубочки-моточки»); подобрать рифму (игра «Рифмовки»).
В
заключение мастер-класса педагоги пришли к выводу о необходимости применения
предложенных игр по формированию фонематического слуха и восприятия в работе с
воспитанниками.
М.А. Несмачных,
учитель-логопед
·
|