Плавание - в переводе с греческого означает
«лечение водой и движением». Древнегреческий мудрец писал: «Хочешь быть здоров
- плавай, хочешь быть красив - плавай, хочешь быть умен - плавай!».
Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он
научится, тем лучше. Купание, игры в воде, плавание благоприятны для
всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у
дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических
нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются
напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и
силу.
В воде уменьшается статическое напряжение тела,
снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который
в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же
время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы
ребенка и предупреждает развитие плоскостопия. 1 месяц занятий плаванием
приравнивается 3-4 месяцам «сухой» физкультуры.
Систематические занятия плаванием ведут к
совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря
ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды.
Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается
жизненная емкость легких. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на
закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции,
повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным
условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится
сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются
движения, увеличивается выносливость. Одновременно с обучением плаванию детям
прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их
всестороннего развития. Плавание благотворно влияет не только на физическое
развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с
водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду,
боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде — не
действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги
обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это
неприятное и не безобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты
личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность,
смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять
самостоятельность. Кроме того, умение плавать — жизненно необходимый навык:
ежегодно происходит огромное количество несчастных случаев с детьми на воде.
Поэтому можно утверждать, что одна из основных задач детского сада — приобщение
детей к активным занятиям физической культурой вообще и занятиям плаванием в
частности. |