Одним из способов обогащения словаря, важнейших показателей
богатства великого русского языка является многообразие синонимов в
нашем языке. Синонимы – слова, различные по своему звучанию, но близкие по
своему значению. Синонимы отражают сущность одного и того же явления, но
отражают многообразно, с разными оттенками. Не подменяя друг друга, они
уточняют, расширяют, обогащают значение, смысл слова. Употребление в речи
синонимов делает речь каждого человека богаче, ярче, разнообразнее, выразительнее,
точнее, осмысленнее, глубже и содержательнее.
Главным источником обогащения словарного запаса ребенка
синонимами является приобщение его к языку подлинной художественной литературы
и устного народного творчества русского народа. Познакомьте ребенка с
творчеством А.С. Пушкина, прочитайте стихотворения « Унылая пора! Очей
очарованье!...», «Уж небо осенью дышало…», «Зимний вечер», «Вот вечер тучи
нагоняя…»; Ф. И. Тютчева - «Есть в осени первоначальной…», « Чародейкою
зимою…»; И.З. Сурикова - «Детство», «Зима»; рассказы о природе В. Бианки, М.
Пришвина, И. Соколова – Микитова, Д. Н. Мамина – Сибиряка. Дети очень любят
слушать сказки – русские народные сказки «Снегурочка», «Зимовье зверей»,
«Морозко», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко»,
«Мужик и медведь», «Гуси – лебеди». После прочтения произведения, побеседуйте с
ребенком о его содержании. Если это природное явление, обратите внимание на то,
какие слова автор использовал при его описании. Если это рассказ или
сказка, попросите ребенка назвать героев произведений и рассказать,
какие они по характеру, поведению. Предложите ребенку пересказать текст
или наиболее понравившиеся отрывки из него.
Игры и
упражнения на подбор синонимов:
1. Упражнение «Как сказать по-другому?»
Взрослый
называет слово и предлагает ребенку сказать его по- другому, подобрать похожее
слово:
§ отыскать - …(найти),
зябнуть - …(мерзнуть), шалить - …(баловаться),прощать – …(извинять), реветь -
…(плакать), бросать - …(кидать), мчаться- …(нестись);
§ смелый -
…(храбрый), ароматный - …(душистый),веселый - …(радостный),горячий - …(жаркий), грустный
- …(печальный), большая - …(крупная);
§ враг - …(противник),еда –…(пища),
тишина -…(безмолвие), холод - …(стужа).
2.
Упражнение «Кто больше».
Упражнение можно провести в форме соревнования. Кто больше
подберет похожих слов к данному слову. За каждое правильно подобранное слово –
фишка. У кого фишек больше, тот выигрывает.
Примерный лексический материал:
§ ароматный
– душистый, пахучий, благоухающий, благовонный;
§ бить –
ударять, колотить, избивать, стегать, хлестать;
§ блестит –
сияет, сверкает, светится, искрится, блистает;
§ волшебница
– чародейка, колдунья, фея;
§ грустный –
печальный, невеселый, безрадостный, тоскливый, унылый;
§ еда –
пища, продукты питания, продовольствие, съестные припасы, корм;
§ жалобно –
печально, грустно, уныло, тоскливо, безрадостно;
§ заплакала
– зарыдала, заревела, залилась слезами;
§ злая –
сердитая, гневная, грозная, злобная, лютая, свирепая, яростная;
§ конец –
финал, окончание, завершение, финиш, итог;
§ крошечные
– маленькие, малюсенькие, крохотные, небольшие, мелкие;
§ смелый –
храбрый, бесстрашный, мужественный, отважный, героический;
3. Более сложное
упражнение «Закончив предложение, скажи иначе» –
закончить предложение,
выбрав более близкое по значению прилагательное:
§ этот дом большой, а тот…
(огромный);
§ мальчик молчаливый, а
девочка…(неразговорчивая);
§ вчера день был теплый, а
сегодня… (жаркий);
§ этополотенце влажное, а
это совсем … (мокрое).
4. Игра
«Подбери слово»
Игровые
действия:
1
вариант Взрослый показывает изображение или
игрушку зайчика, и говорит,
что зайчик шел по лесу и
думал: «Я – зайчик. Идет кто? Зайчик. Я живой. Но ведь идти может и поезд. Идет
что? Поезд. Так недолго и запутаться». Затем взрослый предлагает ребенку помочь
зайчику:
придумать
свои слова о которых можно сказать «идет» (поезд, пароход, время, письмо,
человек, дождь);
«бежит»
(человек, молоко, ручей, собака, тропинка);
«летит»
(самолет, птица, облако, пух, воздушный шар, бабочка);
«сидит»
(человек, кошка, росток)
2 вариант. Взрослый предлагает ребенку подобрать свои
слова, нарисовать их изображение.
Предлагаемые
упражнения являются не только эффективным материалом и средством овладения
синонимами, развития и обогащения речи ребенка, но и способствуют
совершенствованию качества мыслительных операций и мышления в целом, помогают
детям прикоснуться в процессе работы к духовным ценностям нашей великой
культуре.
Учитель – логопед
Несмачных М.А. |