СЕГОДНЯ: Среда 08.05.2024  Московское время:05:07                                                Приветствую Вас  Гость  Группа: Гости
Подписаться на новости "Радуги" 

Меню сайта

Эл.приемные
kemerov@rfdeti.ru - уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области
glasko@list.ru- государственная служба по надзору и контролю в сфере образования Кем.области
recep@info.kem.ru- департамент образования и науки Кемеровской области
uoprk@yandex.ru- управление образования администрации Прокопьевского муниципального округа
yszkrbr@mail.ru- социальная служба пгт. Краснобродского

Горячая линия
Детский телефон доверия   8-800-2000-122

Вход

Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством образовательного процесса в детском саду?
Всего ответов: 56

Главная » Статьи » Статьи учителя-логопеда

Обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста

       Одним из способов обогащения словаря, важнейших показателей   богатства великого русского языка является многообразие синонимов в нашем языке. Синонимы – слова, различные по своему звучанию, но близкие по своему значению. Синонимы отражают сущность одного и того же явления, но отражают многообразно, с разными оттенками.  Не подменяя друг друга, они уточняют, расширяют, обогащают значение, смысл слова. Употребление в речи синонимов делает речь каждого человека богаче, ярче, разнообразнее, выразительнее, точнее, осмысленнее, глубже и содержательнее.

      Главным источником обогащения словарного запаса ребенка синонимами является приобщение его к языку подлинной художественной литературы и устного народного творчества русского народа. Познакомьте ребенка с творчеством А.С. Пушкина, прочитайте стихотворения « Унылая пора! Очей очарованье!...», «Уж небо осенью дышало…», «Зимний вечер», «Вот вечер тучи нагоняя…»; Ф. И. Тютчева - «Есть в осени первоначальной…», « Чародейкою зимою…»; И.З. Сурикова - «Детство», «Зима»; рассказы о природе В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова – Микитова, Д. Н. Мамина – Сибиряка. Дети очень любят слушать сказки – русские народные сказки «Снегурочка», «Зимовье зверей», «Морозко», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко», «Мужик и медведь», «Гуси – лебеди». После прочтения произведения, побеседуйте с ребенком о его содержании. Если это природное явление, обратите внимание на то, какие слова автор использовал при  его описании. Если это рассказ или сказка,  попросите ребенка назвать героев произведений и рассказать,  какие они по характеру, поведению. Предложите ребенку пересказать текст или наиболее понравившиеся отрывки из него.

                 Игры и упражнения на подбор синонимов:

               1. Упражнение «Как сказать по-другому?»

Взрослый называет слово и предлагает ребенку сказать его по- другому, подобрать похожее слово:

§  отыскать - …(найти), зябнуть - …(мерзнуть), шалить - …(баловаться),прощать – …(извинять), реветь - …(плакать), бросать - …(кидать), мчаться- …(нестись);

§  смелый -   …(храбрый), ароматный - …(душистый),веселый - …(радостный),горячий - …(жаркий), грустный - …(печальный), большая - …(крупная);

§  враг - …(противник),еда –…(пища), тишина -…(безмолвие), холод - …(стужа).

2. Упражнение «Кто больше».

Упражнение можно провести в форме соревнования. Кто больше подберет похожих слов к данному слову. За каждое правильно подобранное слово – фишка. У кого фишек больше, тот выигрывает.

Примерный лексический материал:

§  ароматный – душистый, пахучий, благоухающий, благовонный;

§  бить – ударять, колотить, избивать, стегать, хлестать;

§  блестит – сияет, сверкает, светится, искрится, блистает;

§  волшебница – чародейка, колдунья, фея;

§  грустный – печальный, невеселый, безрадостный, тоскливый, унылый;

§  еда – пища, продукты питания, продовольствие, съестные припасы, корм;

§  жалобно – печально, грустно, уныло, тоскливо, безрадостно;

§  заплакала – зарыдала, заревела, залилась слезами;

§  злая – сердитая, гневная, грозная, злобная, лютая, свирепая, яростная;

§  конец – финал, окончание, завершение, финиш, итог;

§  крошечные – маленькие, малюсенькие, крохотные, небольшие, мелкие;

§  смелый – храбрый, бесстрашный, мужественный, отважный, героический;

                   3. Более сложное упражнение  «Закончив предложение, скажи иначе»  –

закончить предложение, выбрав более близкое по значению прилагательное:

§   этот дом большой, а тот… (огромный);  

§   мальчик молчаливый, а девочка…(неразговорчивая);

§   вчера день был теплый, а сегодня… (жаркий);

§   этополотенце влажное, а это совсем … (мокрое). 

4. Игра «Подбери слово»

Игровые действия:

                1 вариант Взрослый показывает изображение  или игрушку зайчика, и говорит,

                 что зайчик шел по лесу и думал: «Я – зайчик. Идет кто? Зайчик. Я живой. Но ведь идти может и поезд. Идет что? Поезд. Так недолго и запутаться». Затем взрослый предлагает ребенку помочь зайчику:

придумать свои слова о которых можно сказать «идет» (поезд, пароход, время, письмо, человек, дождь);

«бежит» (человек, молоко, ручей, собака, тропинка);

«летит» (самолет, птица, облако, пух, воздушный шар, бабочка);

«сидит» (человек, кошка, росток)

2 вариант. Взрослый предлагает ребенку подобрать свои слова, нарисовать их изображение.

Предлагаемые упражнения являются не только эффективным материалом и средством овладения синонимами, развития и обогащения речи ребенка, но и способствуют совершенствованию качества мыслительных операций и мышления в целом, помогают детям прикоснуться в процессе работы к духовным ценностям нашей великой культуре.

Учитель – логопед

Несмачных М.А.

Категория: Статьи учителя-логопеда | Добавил: Радуга (15.10.2014)
Просмотров: 1783 | Теги: обогащение словарного запаса у дете | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Новости

Полезные сайты
  • Сайт для воспитателей детских садов
  • В помощь воспитателю
  • Все для детского сада
  • В помощь родителям и педагогам
  • Министерство образования и науки РФ

  • Теги